NASA хочет отключить одну из ключевых космических обсерваторий ради экономии
На орбите

NASA хочет отключить одну из ключевых космических обсерваторий ради экономии

22 марта 2024 года, 09:17

В марте Конгресс США согласовал бюджет NASA на текущий год, сократив его на 8,5%: вместо запрошенных $27,2 млрд американское агентство получит финансирование в размере $24,9 млрд. Тогда глава NASA Билл Нельсон уточнил, что под сокращение попадут программы планетарных исследований, в том числе Луны и Марса. Однако недавно выяснилось, что из-за недополученных $2 млрд также пострадает одна из ключевых космических обсерваторий — «Чандра». Национальное управление объявило, что больше не собирается поддерживать в рабочем состоянии этот рентгеновский телескоп, который был запущен еще в 1999 году и сделал большое количество открытий.

Обсерватория «Чандра», работающая в космосе вот уже почти 25 лет, за это время успела стать ключевой в области рентгеновской астрономии. С момента своего запуска она сделала множество снимков аккреционных дисков черных дыр, остатков сверхновых, пульсаров и скоплений галактик в высоком разрешении, позволив ученым заглянуть глубоко внутрь этих таинственных объектов. На первом изображении, полученном этим телескопом, был запечатлен остаток сверхновой Кассиопея А: на нем можно было увидеть ударные волны и выброс из состояния, предшествовавшего появлению сверхновой.

Однако не исключено, что совсем скоро важнейшим исследованиям «Чандры» придет конец. Из-за сокращения финансирования со стороны американского правительства NASA объявило, что планирует свести к минимуму научные исследования с помощью «Чандры». Кроме того, агентство прекратит поддерживать работоспособность обсерватории, что неминуемо приведет к ее скорому отключению.

«Космический телескоп "Чандра" за время своего полета деградировал до такой степени, что нескольким системам требуется активное управление для поддержания температуры в приемлемых пределах, чтобы аппарат продолжал работать. Это усложняет планирование и последующую обработку данных, увеличивая затраты на управление полетами сверх того, что NASA в настоящее время может себе позволить», — говорится в  бюджетном заявлении агентства.

Для обеспечения работы «Чандры» необходимо поддерживать определенную температуру, но с 2005 года она неуклонно повышается. Чтобы решить эту проблему, были разработаны тепловые модели и процессы, позволяющие противодействовать увеличению температуры без ухудшения качества. Однако для продолжения эксплуатации их необходимо обновлять, что требует времени и денег. В апреле NASA планирует провести проверку систем «Чандры», чтобы понять, сможет ли она продолжать научные операции, учитывая бюджетные ограничения. Пока же все идет к тому, что работа обсерватории будет приостановлена.

Рентгеновская обсерватория «Чандра» была запущена 23 июля 1999 года при помощи шаттла «Колумбия», ее основной целью стало изучение черных дыр, кластеров галактик и остатков сверхновых звезд. Наряду с космическим телескопом «Хаббл», она является не только одним из старейших проектов NASA, но и самым дорогим в области астрофизических исследований после «Джеймса Уэбба». На 2024-й финансовый год агентство запрашивало на эти программы $68,7 млн («Чандра») и $93,3 млн («Хаббл»). Вкупе они составляли более 10% всего финансирования NASA на текущий год.

За последние годы телескоп «Чандра», чей срок службы изначально был рассчитан всего лишь на пять лет, действительно становится все труднее эксплуатировать. Тем не менее обсерватория сегодня признается ключевым объектом в мире рентгеновской астрономии. Она стала «третьей из четырех «Больших обсерваторий», запущенных NASA в конце XX—начале XXI века. Первым был телескоп «Хаббл», вторым — «Комптон» и четвертым — «Спитцер».