Выброс плазмы на Солнце вызвал полярные сияния на Меркурии
На орбите

Выброс плазмы на Солнце вызвал полярные сияния на Меркурии

14 марта 2024 года, 11:09

На днях на Солнце произошел мощнейший взрыв, сопровождавшийся извержением облака плазмы размером в 40 раз больше Земли. Человечеству в очередной раз повезло, так как этот локальный апокалипсис случился на противоположной от нас стороне звезды. Того же нельзя сказать о Меркурии: если бы там были живые существа, то они были бы уничтожены прежде, чем увидели фантастически красивые полярные сияния в небе планеты.

Судя по всему, взрыв был спровоцирован вспышкой на Солнце, которая произошла в ночь на воскресенье, 10 марта. Выброс был так велик, что земные обсерватории зафиксировали плазменные нити, вырвавшиеся из-за края солнечного диска. По оценке специалистов, диаметр сгустка плазмы составлял не менее полумиллиона километров.

Взрыв не прошел бесследно: скорее всего, на Солнце после него остался огромный «огненный каньон». Сгусток же корональной массы отделился от поверхности светила и отправился в «свободное плавание», которое продлилось несколько часов — пока он не врезался в Меркурий.

Земля находится не так близко к Солнцу, «вооружена» собственным мощным магнитным полем и поэтому, хотя и не без труда, отражает последствия даже самых мощных солнечных вспышек. Но вот на Меркурии эти несколько дней назад случилось нечто вроде армагеддона: потоки солнечного ветра буквально выжгли и заполировали скалистую поверхность планеты.

Кроме того, на маленькой планете, по всей видимости, имели место рентгеновские полярные сияния. Учитывая отсутствие на первой планете атмосферы (уничтоженной за миллионы лет как раз такими вспышками) и относительно слабое магнитное поле, это явление там огромная редкость. Но это же делает его потенциально отличным пунктом наблюдений за Солнцем — через много десятилетий, когда у человечества появятся достаточно продвинутые технологии.

Солнечный взрыв может считаться последним доказательством того, что наше светило окончательно вышло на пик своего 11-летнего периода активности — несколько раньше, чем прогнозировали ученые. Теперь опасность бурь становится максимальной.

В январе этого года Земля уже чудом «увернулась» от огромного потока плазмы, выброшенного мощнейшей солнечной вспышкой за последние шесть лет (класса Х), а за последние две недели — от целой очереди вспышек помельче. Астрономы продолжают пристально следить за звездой, чтобы в случае катастрофического события успеть сделать предупреждение, которое спасет часть электроприборов и здоровье космонавтов на МКС.