Спутник «Ресурс-П» доставили на Байконур
Запуски

Спутник «Ресурс-П» доставили на Байконур

12 марта 2024 года, 09:38

На космодром Байконур прибыл космический аппарат дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П» № 4. Его запуск с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б» запланирован в конце марта. Спутники этой серии предназначены для высокодетального, широкозахватного и гиперспектрального оптико-электронного наблюдения за поверхностью нашей планеты.

Запуск спутника будет осуществлен ракетой-носителем «Союз-2.1б» со стартового комплекса 31-й площадки космодрома Байконур. По данным официального российского оператора космического туризма RocketTrip, старт пройдет 30 марта. Изначально запуск спутника «Ресурс-П» был запланирован на конец 2023 года. О том, что сборка аппарата окончательно завершена, головная организация-разработчик спутников данной серии — АО «РКЦ «Прогресс» — сообщила еще в мае прошлого года.

Космический аппарат «Ресурс-П» № 4 способен выполнять высокодетальное, детальное широкозахватное и гиперспектральное оптико-электронное наблюдение поверхности Земли. Его возможности применяются для исследования природных ресурсов, контроля загрязнения и деградации окружающей среды, поиска месторождений полезных ископаемых, оценки состояния ледовой обстановки, мониторинга чрезвычайных ситуаций, создания и обновления топографических и навигационных карт.

Космические аппараты серии «Ресурс-П» совместно с наземными пунктами приема информации образуют единую комплексную систему наблюдения. Среди их основных преимуществ указываются сверхвысокое пространственное разрешение (лучше 1,0 м), RPC-полиномы (инструмент для повышения точности и ускорения процесса обработки данных) и стереоскопическая съемка (возможность создания трехмерных моделей).

Первый спутник этой серии — «Ресурс-П» № 1 — был запущен 25 июня 2013 года и выведен из эксплуатации 30 декабря 2021-го. «Ресурс-П» № 2 отправили на солнечно-синхронную орбиту 26 декабря 2014 года, он завершил работу 10 октября 2018-го. Третий спутник «Ресурс-П» № 3 доставлен на орбиту 13 марта 2016 года. Следующий после аппарата № 4 — «Ресурс-П» № 5 — будет запущен в 2025 году.

Как сообщили в январе в Роскосмосе, дальнейшее развитие спутников сверхвысокодетальной съемки связано с разработкой спутника «Ресурс-ПМ» с улучшенными характеристиками, который должен заменить аппараты серии «Ресурс-П». Они будут иметь разрешение съемки в 0,4 м. Их данные будут использоваться для поиска нефти, газа и прочих месторождений полезных ископаемых, контроля застройки территорий, мониторинга водоохранных зон и заповедников. Первый аппарат «Ресурс-ПМ» планируют запустить в 2025 году.

Одноразовая трехступенчатая ракета-носитель среднего класса «Союз-2.1б» используется для запусков космических аппаратов военного и гражданского назначения, в том числе коммерческих спутников. Ее высота — 46,3 м, диаметр — 2,9 м, стартовая масса — около 312 т, грузоподъемность — до 8,7 т. Всего с 27 декабря 2006 года ракета стартовала 69 раз и вывела на околоземные орбиты и отлетные траектории 597 космических аппаратов.