Максимальное количество полетов корабля Crew Dragon хотят увеличить до 15
Технологии

Максимальное количество полетов корабля Crew Dragon хотят увеличить до 15

7 марта 2024 года, 13:42

NASA и SpaceX планируют увеличить максимальное число полетов каждого пилотируемого космического корабля Crew Dragon с 5 до 15. Один из аппаратов компании — Endeavour — уже совершил рекордное количество запусков с экипажем (пять), но выводить его из эксплуатации пока не собираются. Специалисты изучат каждую его деталь и при необходимости заменят ее, чтобы корабль прослужил дольше.

Во время брифинга 28 февраля, который прошел перед запуском Crew-8, руководитель программы коммерческих экипажей NASA Стив Стич заявил, что SpaceX в настоящее время проводит квалификационные испытания «каждого отдельного» компонента космического корабля Dragon, чтобы определить, какое максимальное количество полетов он может совершать. По его словам, работа в этом направлении продлится весь текущий год, и, возможно, продолжится в следующем.

Космический корабль Crew Dragon под названием Endeavour, стартовал к МКС 3 марта с экипажем Crew-8, в состав которого входит космонавт Роскосмоса Александр Гребенкин и три астронавта NASA: Мэттью ДоминикМайкл Барратт и Дженнет Эппс. Три других космических корабля этого семейства — Resilience, Endurance и Freedom — неоднократно летали в космос и возвращались обратно (Endurance и Freedom — по три раза, а Freedom — два), но ни один из них не летал пять раз, как это делал Endeavour. Это максимальное количество полетов, на которые был квалифицирован корабль. Однако в SpaceX пока не хотят списывать со счетов хорошо зарекомендовавшее себя космическое транспортное средство и собираются по возможности продлить число его запусков.

По словам Стива Стича, когда Crew Dragon Endeavour вернется на Землю в августе 2024 года, после завершения работы экипажа Crew-8, NASA и SpaceX проанализируют различные компоненты космического корабля, которые «подвергались воздействию космической среды вдоль и поперек в течение многих лет».

Часть этих испытаний будет контролироваться Джоном Поузи, ведущим инженером Dragon в программе коммерческих экипажей NASA. Он рассказал порталу Space.com, что специалисты постоянно модифицировали и улучшали космические аппараты Dragon на протяжении всего их срока службы. В большинстве случаев это было связано с заменой второстепенных деталей, чтобы сделать корабли более безопасными или подготовить их к предстоящим полетам.

Решение о потенциальном увеличении числа полетов с 5 до 15, по словам Поузи, во многом будет зависеть от тестов, которые SpaceX проведет с отдельными компонентами. «Во время испытаний можно обнаружить, что, например, во время десятого полета та или иная деталь начнет изнашиваться. Поэтому, из-за этих компонентов, нам придется ограничить корабль 10 запусками или внести изменения, чтобы он мог выполнять 15 полетов», — пояснил ведущий инженер Dragon, добавив, что некоторые из деталей уже одобрены для 50 стартов.

Несмотря на то, что многие из более мелких компонентов кораблей типа Crew Dragon были заменены, Поузи отмечает, что основные элементы — сварные швы, радиальные переборки и герметичная оболочка — всегда остаются неизменными. Поузи подчеркнул, что специалисты при принятии решения о продлении эксплуатации каждого пилотируемого корабля, будут опираться на полученную информацию в ходе испытаний и главным образом учитывать безопасность экипажа. «У нас есть запас времени перед шестым полетом с коммерческим экипажем. Его будет достаточно, чтобы обработать эти данные», — добавил он.

Корабли типа Crew Dragon компании SpaceX 30 мая 2020 года стали первыми американскими космическими кораблями, которые доставили астронавтов на околоземную орбиту, с момента вывода из эксплуатации в 2011 году Space Shuttle. Они также стали первыми частными кораблями, достигшим Международной космической станции. С тех пор корабли типа Crew Dragon совершили 13 полетов: девять из них — по заказу NASA, а четыре других — для коммерческих заказчиков, среди которых компания Axiom Space и американский бизнесмен Джаред Айзекман (полет Inspiration4). За все время эксплуатации корабли отправили в космос 49 астронавтов.