На Солнце произошла мощнейшая вспышка за семь лет
Большой взрыв

На Солнце произошла мощнейшая вспышка за семь лет

26 февраля 2024 года, 09:46

Сотрудники Лаборатории солнечной астрономии ИКИ и ИСЭФ Российской академии наук зарегистрировали колоссальной силы солнечный взрыв, который стал мощнейшим как минимум за последние семь лет. Первого удара Земля чудом избежала, но опасность масштабной солнечной бури для нашей планеты будет сохраняться ещё несколько дней.

В настоящий момент наша звезда переживает один из сильнейших всплесков активности за всю историю наблюдений. Самые мощные вспышки — класса Х — в конце прошлой недели случились три раза всего за одни сутки. Последняя из них, 23 февраля, стала действительно уникальной по своей мощи, и лишь стечением обстоятельств не нанесла ущерба населению нашей планеты.

Приборы, ведущие непрерывный контроль солнечной активности, послали первый сигнал о вспышке в 01:08 по московскому времени. Взрыв достиг максимума в 01:34, после чего продлился ещё девять минут. После этого краткого всплеска почти всё северное полушарие Солнца ещё несколько часов лихорадили мощные пост-вспышечные процессы — нагревы плазмы, выбросы материи и потоки рентгеновского излучения.

Согласно наблюдениям ИКИ, уровень рентгеновского излучения на пике составил около 1 киловатта на квадратный километр — в истории наблюдений такое случалось всего несколько раз. Вспышка классифицирована как X6.3, что делает её сильнейшей с 2017 года (тогда шёл на спад предыдущий пик активности). Новогодняя вспышка «уехала» на второе место.

Тем не менее, Земле всё ещё фантастически везёт. Выбросы излучения от пяти последних крупнейших взрывов «промахнулись» мимо нашей планеты, хотя и прошли довольно близко. Не стала исключением и «праздничная» вспышка, в чём человечество имело возможность убедиться в воскресенье. В противном случае по всей планете отмечались бы проблемы со связью, а полярное сияние наблюдали бы даже жители Оренбурга.

Тем не менее, опасность сохраняется. На выходных громадный фронт плазменных облаков, движущихся со скоростью более 1000 километров в секунду, промчался мимо Земли под углом всего 30 градусов к линии, соединяющей Солнце с нашей планетой. Но шестая мощнейшая вспышка может оказаться далеко не последней.

Все три взрыва класса Х произошли в одном активном центре — под номером 3590. И 25 февраля он из-за вращения звезды вокруг своей оси вышел прямо на линию Солнце-Земля. Если в этот момент там произойдёт очередной врыв, Земле не встретиться с его последствиями будет практически невозможно.

Опасность начнёт спадать только в 29 февраля — 1 марта и практически исчезнет к началу следующей недели. Тем не менее, Земля продолжит находиться под радиационным давлением — из-за общего роста активности Солнца. К тому же не исключены новые вспышки в других зонах.