Программа NASA по доставке грузов на Луну оказалась под угрозой срыва
Мнения

Программа NASA по доставке грузов на Луну оказалась под угрозой срыва

22 февраля 2024 года, 13:29

После неудачного запуска лунного посадочного аппарата Peregrine программа NASA по коммерческой доставке грузов на Луну (CLPS) близка к провалу. Однако у агентства будет еще несколько попыток, чтобы продемонстрировать ее состоятельность. Спасти ситуацию может зонд Nova-C, если он успешно прилунится на Южном полюсе Луны 23 февраля.

NASA запустило программу Commercial Lunar Payload Services (CLPS) в 2018 году. В рамках нее агентство заключало контракты с частными компаниями для доставки небольших автоматических межпланетных станций или луноходов на Южный полюс Луны. Основная цель программы — изучение лунных ресурсов, тестирование концепции использования ресурсов на месте и проведения исследований для поддержки лунной программы Artemis.

Агентство заключило восемь контрактов на сумму более $1 млрд, не считая одного, который был аннулирован вскоре после подписания, и другого, который стал недействительным после банкротства компании-подрядчика. В частности, компания Astrobotic получила на реализацию программы $79,5 млн, Intuitive Machines — $77 млн, а Orbit Beyond  $97 млн. 

Предполагалось, что посадочный аппарат Peregrine компании Astrobotic станет первопроходцем для компании и сможет протестировать программное обеспечение для посадки на поверхность Луны. Специалисты рассчитывали, что он прилунится в кратере Груйтуйзен 23 февраля и доставит туда 20 научных грузов, включая пять от NASA. Однако спустя семь часов после старта в Astrobotic сообщили о технических проблемах, возникших на борту Peregrine: аппарат столкнулся с «аномалией, которая не позволила ему занять устойчивое положение с ориентацией на Солнце». По предварительным данным, вышла из строя двигательная установка. Peregrine вошел в плотные слои атмосферы Земли спустя 10 дней полета  18 января — и сгорел над Тихим океаном. 

Astrobotic так и не удалось протестировать собственную технологию посадки. Это большая проблема, поскольку следующий полет компании предполагает полет более крупного и сложного посадочного аппарата Griffin с ровером Viper на борту. На разработку такой весомой полезной нагрузки NASA потратило более чем $400 млн, поэтому агентству нужны гарантии того, что ее запуск пройдет успешно.

Как отмечает портал ArsTechnica, вполне вероятно, что NASA сначала отправит Griffin в тестовый полет без лунохода, чтобы не рисковать сразу двумя важными аппаратами. Кроме того, агентство может изучать альтернативные варианты доставки полезной нагрузки, в том числе рассматривать сотрудничество с Индией

Теперь основное внимание сосредоточено на посадочном аппарате Nova-C компании Intuitive Machines, который был запущен на прошлой неделе и должен прилуниться на Южном полюсе Луны 23 февраля. Удачная посадка продемонстрирует жизнеспособность программы CLPS, но если что-то пойдет не по плану, и второй аппарат подряд выйдет из строя, дальнейшая реализация проекта может быть под угрозой. В частности, вопросы к NASA могут возникнуть у Конгресса США, который в любой момент готов закрыть программу и перенаправить средства в более полезное русло.

«Я думаю, что CLPS — это смелая программа, и именно на такие риски NASA должно идти при реализации проектов, не связанных с полетами человека в космос. Если CLPS покажет себя хорошо, то через несколько лет агентство заложит фундамент для покорения Луны. В таком случае американские компании смогут обеспечить быструю и регулярную доставку на естественный спутник Земли за копейки по сравнению с тем, что агентство взимало бы за узкоспециализированные разовые полеты»— считает обозреватель ArsTechnica Эрик Бергер. По его мнению, подобные программы важны, чтобы в будущем расширить присутствие человека на Луне.