«Меняет правила игры»: как Маск заработал на неудачном пуске китайской ракеты
В апреле 2020 года Китай провел неудачный пуск ракеты «Чанчжэн-3B», которая должна была вывести на орбиту индонезийский спутник PALAPA-N1 (Nusantara-2). Из-за аварии на третьей ступени носитель не смог развить первую космическую скорость и взорвался в воздухе. Обломки ракеты упали в Тихий океан недалеко от космодрома Сичан в провинции Сычуань, вместе с ней был потерян и спутник. Для Джакарты, которая стремилась модернизировать свои коммуникационные сети, этот инцидент стал настоящим ударом, но для компании Илона Маска, напротив, — толчком к росту.
Запуск китайской ракеты «Чанчжэн-3B» с телекоммуникационным спутником PALAPA-N1 на борту осуществляла государственная корпорация China Great Wall Industry Corp (CGWIC). Индонезийский аппарат должен был заменить геостационарный спутник Palapa-D, работающий с 2009 года. Но его преемник так и не был выведен на орбиту, что побудило правительство Индонезии искать замену CGWIC на рынке космических запусков, и выбор Джакарты пал на SpaceX Илона Маска.
Как пишет Reuters со ссылкой на источники, компания смогла привлечь индонезийцев высокой надежностью запусков, более дешевыми ракетами многоразового пользования и, что не менее важно, благодаря личному знакомству Маска с президентом Индонезии Джоко Видодо. Их встреча прошла в мае 2022 года в Starbase в Техасе. Основной темой переговоров должно было стать производство электромобилей в Индонезии, которая обладает крупнейшими запасами никеля в мире — ключевого компонента электрических батарей. Взамен Видодо предлагал Маску налоговые льготы, уступки в добыче никеля и субсидии на покупку электромобилей.
Однако ничего из того, на что рассчитывал президент (например, автомобили Tesla или завод по производству аккумуляторов), в стране так и не появилось. Но сделка все же состоялась. Менее чем через месяц телекоммуникационная компания Telkom Indonesia объявила о получении права на использование сервиса Starlink. Как уточнили в Министерстве связи Индонезии, речь шла лишь о транзитной связи с Telkomsat, а не розничной продаже интернет-услуг.
Итогом сотрудничества со SpaceX стал запуск двух индонезийских спутников, в то время как третий запланирован на поздний вечер 20 февраля. В этот день, как ожидается, ракета Falcon 9 выведет на орбиту телекоммуникационный спутник высокой пропускной способности HTS-113BT, который будет обслуживать территорию Индонезии в C- и Ku-диапазонах, обеспечивая пропускную способность в 32 Гбит/с. Развертывание аппарата ожидается на геопереходной орбите — он займет слот на 113° восточной долготы. Ожидаемый срок службы HTS-113BT составляет 15 лет.
«SpaceX никогда не терпела неудач при запуске наших спутников», — подчеркнул глава отдела спутниковой инфраструктуры в агентстве Министерства связи Индонезии Шри Сангграм Арадеа.
По мнению собеседников Reuters, то, что SpaceX смогла пробиться на телекоммуникационный рынок Индонезии, где доминируют китайские компании, демонстрирует определенный сдвиг. Ведь ранее Джакарта всячески сопротивлялась давлению со стороны США, которые призывали ее отказаться от сотрудничества с Huawei.
Впрочем, как дал понять координатор индонезийского президентского экспертного штаба Ари Двипаяна, взаимодействие республики с иностранными компаниями носит больше прагматический характер: по его словам, при заключении контрактов правительство отдает предпочтение «эффективным технологиям», которые будут отвечать потребностям индонезийцев. Между тем в МИД КНР подтвердили, что китайские аэрокосмические предприятия сегодня продолжают сотрудничать с Индонезией «в различных формах».
Соперничество между SpaceX и китайскими компаниями — это лишь часть более глобальной борьбы за доминирование в космосе. В прошлом году Китай провел рекордные 67 запусков ракет, большинство из которых были совершены CGWIC. По этому показателю он уступал лишь США, которые провели 109 запусков, из них 90% — обеспечила компания SpaceX. Помимо космических запусков, стороны также соревнуются за спутниковые сети связи. Сейчас в этой сфере доминирует Starlink (примерно 60% из всех 7500 спутников, вращающихся на орбите Земли). В то же время Китай начал развертывание собственной широкополосной многоспутниковой группировки «Гуован».