Получены новые подсказки о природе быстрых радиовсплесков
Наука

Получены новые подсказки о природе быстрых радиовсплесков

15 февраля 2024 года, 13:54

Загадка появления быстрых радиовсплесков может вскоре получить если не решение, то, по крайней мере, мощный толчок к нему. В этом уверена международная команда астрофизиков, которая с помощью двух рентгеновских телескопов смогла зафиксировать это событие, причем всего за несколько минут до и после его возникновения. Такой комбинации наблюдений в распоряжении ученых еще не было, а ключом к разгадке становится магнетар.

Быстрые радиовсплески способны всего за долю секунды выбросить в космос больше энергии, чем Солнце успевает за год. Астрофизики многократно пытались проникнуть в тайну их происхождения, но вплоть до 2020 года все их источники находились за пределами нашей галактики, а значит, слишком далеко.

Лишь чуть больше трех лет назад в Млечном Пути произошел быстрый радиовсплеск, исходящий от магнетара — чрезвычайно плотного и обладающего сильнейшим магнитным полем «трупа» погибшей звезды. В октябре 2022 года тот же магнетар, получивший наименование SGR 1935 + 2154, произвел еще один быстрый радиовсплеск, который был подробно изучен телескопами NICER на МКС и NuSTAR.

Именно результаты этих наблюдений и легли в основу нового исследования: как показали радиотелескопы, вспышка произошла между двумя «сбоями», когда магнетар внезапно начал вращаться быстрее. На первый взгляд, это выглядело невозможным.

SGR 1935 + 2154 имеет около 20 километров в диаметре и вращается примерно 3,2 раза в секунду, то есть его поверхность движется со скоростью около 11 000 км/ч. Чтобы разогнать или затормозить ее, нужно колоссальное количество энергии. Поэтому ученые были крайне удивлены, заметив, что в промежутках между сбоями скорость магнетара возвращалась к норме не за несколько месяцев, а всего за девять часов.

Ученые предположили, что эти резкие ускорения и замедления как-то связаны с радиовсплесками — пусть пока и непонятно, каким образом. «Все те всплески, которые произошли до этого сбоя, в принципе, имели бы достаточно энергии для создания быстрого радиовсплеска. Но этого не произошло. Похоже, что за период замедления что-то изменилось, создав правильный набор условий», — заметил соавтор исследования Зоравар Вадиасингх.

Ученые предполагают, что причиной, породившей всплеск, может быть структура магнетара: твердая поверхность в сочетании со сверхтекучестью необычайно плотной плазмы в его середине. Если первоначальный «сбой» создал трещину в поверхности магнетара, часть плазмы могла вырваться через нее в космос, подобно извержению вулкана, а потеря массы резко затормозила вращение.

Впрочем, астрофизики собираются продолжить исследование и надеются на новые удачные наблюдения. Во всяком случае, круг неведомого в очередной раз несколько сузился, что может стать ключом к фундаментальным открытиям уже в ближайшем будущем.