Китайский стартап OrienSpace получил более $80 млн на разработку многоразовой ракеты
Технологии

15 февраля 2024 года, 13:22

Китайская космическая компания OrienSpace получила финансирование в размере $83,5 млн на разработку жидкостной многоразовой ракеты-носителя «Иньли-2», которая может составить конкуренцию Falcon 9 от SpaceX. Первый старт запланирован в следующем году, а в ближайшие месяцы начнутся полноценные огневые испытания двигателей.

Шаньдунская космическая научно-техническая компания «Дунфан» (выступает под торговой маркой OrienSpace) привлекла почти 600 млн юаней ($83,5 млн) в новом раунде финансирования. В роли инвесторов выступили Фонд индустрии научно-технических инноваций Лянси и Фонд Хунтай, а также компании Xin Ding Capital, Shanhang Capital, Shenyin & Wanguo Investment и холдинг CMBC. Выделенные средства пойдут на исследования и разработку первой жидкостной ракеты компании «Иньли-2» (также известной как «Гравитация-2»), которая превосходит по грузоподъемности тяжелую твердотопливную «Иньли-1» («Гравитация-1»).

Будущий носитель «Иньли-2» будет высотой 60 метров и диаметром 4,2 метра, его работу обеспечат десять кислородно-керосиновых двигателей «Юаньли-85» открытой схемы тягой по 70 тонн на уровне моря: девять – на первой ступени и один – на второй. Планируется, что, подобно американской ракете Falcon 9, новый носитель будет иметь возвращаемую многоразовую первую ступень. В двухступенчатой версии «Иньли-2» со стартовой массой 511 тонн будет способна доставить на низкую орбиту до 15,5 тонны полезного груза. Первый ее старт в одноразовом варианте запланирован в конце 2025 года с коммерческого стартового комплекса на острове Хайнань.

Более тяжелый вариант «Иньли-2» будет включать четыре твердотопливных ускорителя от своей предшественницы «Иньли-1». Носитель будет иметь 927 тонн стартовой массы при тяге 1420 тс и сможет выводить до 25,6 тонны на низкую околоземную орбиту, до 19,1 тонны на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км и до 7,7 тонны на геопереходную орбиту. Трехблочный вариант «Иньли-2», подобный Falcon Heavy компании SpaceX, будет запущен впервые не ранее 2030 года.

Первое полноценное огневое испытание двигателей «Юаньли-85» ожидается в первом квартале 2024 года. Как замечают эксперты, название двигателей является китайским переводом термина «сила» из киноэпопеи «Звездные войны». В начале февраля Orienspace объявила, что изготовила первый из двигателей на недавно построенном предприятии в городе Уси в провинции Цзянсу, способном производить 300 «Юаньли-85» в год, что соответствует 30 готовым «Гравитациям-2».

Внушительная сумма финансирования говорит о доверии инвесторов к Orienspace, несмотря на высокую конкуренцию. 11 января 2024 года компания впервые запустила свой носитель «Иньли-1», который считается крупнейшей в мире твердотопливной ракетой, а также самой мощной из созданных частными компаниями КНР. Успешный старт был осуществлен с морского стартового комплекса Центра космических запусков Тайюань из акватории в районе порта Хайян (восточная провинция Шаньдун).

На борту находились три метеорологических микроспутника «Юньяо-1». По словам представителей компании, после успешного первого старта Orienspace получила заказы на запуск еще сотен спутников. Пока известно о как минимум двух пусках «Иньли-1», запланированных на 2024 год.

Китай развивает коммерческий космический сектор с конца 2014 года. Правительство открыло отрасль для частного капитала, предоставило государственные меры поддержки и всячески содействует передаче технологий. В декабре в КНР заявили, что коммерческая космическая отрасль – одна из ключевых, которые необходимо развивать. Это связано с тем, что поддержка сектора может повысить общий космический потенциал Китая, а также укрепить международные связи, национальный престиж и влияние страны на мировой космической арене.