Планетологи нашли причину выбросов метана на Марсе
Наука

Планетологи нашли причину выбросов метана на Марсе

25 января 2024 года, 09:30

Регулярно происходящие на Марсе выбросы метана — специфического газа, который может иметь как неорганическое, так и вполне «живое» происхождение — могут быть связаны со скачками его атмосферного давления. По крайней мере, так считает команда марсохода Curiosity, которая намерена проверить это предположение, а заодно и поискать возможные признаки древней марсианской жизни.

Изначально обнаружение метана на Марсе было воспринято как подтверждение существования на нём биологических существ. Позднейшие наблюдения несколько охладили пыл исследователей, но окончательно успокоиться учёным не давали регулярные выбросы этого газа, которые фиксировались марсоходами. Так как, к примеру, на Земле одними из главных «создателей» метана являются травоядные животные.

В итоге команда из Лос-Аламосской национальной лаборатории США решила поставить точку в данном вопросе и понять, откуда берутся выбросы, что позволит убрать связанный с ними элемент неопределённости из будущих поисков органики.

«Исследование динамики метана на Марсе было предпринято командой Curiosity в качестве следующего ключевого шага к выяснению, откуда он берется. Достижение этой цели связано с несколькими проблемами, и главная из них - узнать, какое время данного сол (марсианских суток) лучше всего подходит Curiosity для проведения эксперимента по отбору проб атмосферы», — объяснил Джон Ортис, аспирант, возглавлявший исследовательскую группу.

Команда использовали высокопроизводительные компьютеры для моделирования того, как метан проходит через сети подземных трещин и выбрасывается в атмосферу, где затем смешивается в атмосферном столбе. Кроме того, удалось смоделировать даже адсорбцию газа в порах горных пород, что довольно жёстко зависит от температуры.

Истинность моделирования подтвердила его прогностическая ценность: так же как и в нём, выбросы метана на реальном Марсе наблюдались непосредственно перед восходом солнца в летний сезон (который совсем недавно закончился). Это значит, что главным фактором, вызывающим выбросы, являются колебания давления атмосферы.

Планетологи уверены, что данное открытие поможет им лучше запрограммировать движущийся по Красной планете Curiosity для сбора проб. «Это даёт наилучшие шансы ограничить временные колебания метана и, надеюсь, в будущем приблизит нас к пониманию того, откуда он вообще берётся на Марсе», — резюмировал Ортис.