«Уэбб» запечатлел массивную звездообразующую туманность
Большой взрыв

«Уэбб» запечатлел массивную звездообразующую туманность

24 января 2024 года, 12:53

Большое Магелланово облако, будучи одной из ближайших к нам галактик, продолжает оставаться излюбленным объектом изучения для многих астрономов. Часть подобных исследований проводится с использованием инфракрасного телескопа «Джеймс Уэбб», который предоставил в распоряжение ученых и всех любителей космоса новый снимок одного из районов Облака, открывающего своеобразное окно в более раннюю Вселенную.

Центральную часть снимка занимает туманность N79 — массивная структура, простирающаяся примерно на 1630 световых лет в юго-западном регионе галактики, до сих пор слабо исследованном. И активность звездообразования здесь потрясает воображение — к примеру, она в два раза выше, чем в исследованной недавно астрономами бурлящей туманности Тарантул.

Большая часть N79 наполнена ионизированным атомарным водородом — самым распространенным газом в космосе, который образует внутри галактики крупные скопления. В туманности их три, и подавляющее внимание в настоящий момент обращено на N79 South (сокращенно S1).

Отчетливый рисунок из дифракционных всплесков, окружающих «Южное облако», дает возможность непосредственно пронаблюдать в среднем инфракрасном диапазоне за зарождением сотен молодых звезд, глубоко пронзая завесу газа. В свою очередь на более длинных волнах можно уловить очертания самого облака и клубы пыли, которые позже станут материалом для звезд и планет.

Подобная детальность объясняется не только характеристиками «Уэбба», но и яркостью самого объекта наблюдений, который «подсвечивает» расположенные вокруг него области. Во многом именно недостаток света на периферии галактик в прошлом приводил ученых и любителей космоса к неверным оценкам их действительных размеров.

Однако особенный интерес N79 представляет благодаря тому, что ее химический состав аналогичен составу гигантских областей звездообразования, наблюдавшихся, когда Вселенной было всего несколько миллиардов лет — звездообразование тогда как раз было на пике. В Млечном Пути нет ни одной области, которая порождала бы звезды с такой же скоростью.

Теперь же, заглянув в ранее малоисследованную область, ученые получили превосходный объект для изучения, а также возможность сравнить то, что происходит рядом с нами, с древними и далекими уголками нашей огромной и пока столь мало исследованной Вселенной.