NASA протестировало технологию самосборных укрытий для Луны и Марса
Технологии

NASA протестировало технологию самосборных укрытий для Луны и Марса

18 января 2024 года, 12:18

НАСА намерено создать комплексную технологию, которая позволит в автономном режиме создавать масштабную инфраструктуру на Луне, Марсе и других телах Солнечной системы, которые станут ключевыми точками будущих исследовательских экспедиций. Прототипы ее отдельных компонентов уже проходят предварительное тестирование, среди них — интеллектуальные роботы.

Прежде чем за пределы околоземной орбиты полетят люди, необходимо подготовить для них инфраструктуру на местах прибытия — это увеличит и безопасность миссий, и их полезный выхлоп. Именно так мыслят инженеры команды ARMADAS (Automated Reconfigurable Mission Adaptive Digital Assembly Systems, «Автоматизированные реконфигурируемые адаптивные для миссий цифровые системы сборки»), которые создают технологию автономного космического строительства, в частности ее аппаратно-программный комплекс.

В разрабатываемой системе будут использованы различные типы роботов для решения самых разнообразных задач. Например, червеобразные машины, которые смогут собирать, ремонтировать и реконфигурировать конструкционные материалы хоть на Луне, хоть на Марсе, хоть в открытом космосе — почти без участия человека.

Лабораторную демонстрацию технологии провели в Исследовательском центре Эймса в Калифорнии. Во время испытаний три робота, функционировавшие как автономная команда, построили из сотен строительных блоков конструкцию величиной в несколько метров (как небольшой сарай). Начало было признано многообещающим.

«Эксперимент по наземной сборке продемонстрировал важнейшие компоненты системы: масштабируемость и надежность роботов, а также производительность создаваемых ими конструкций. Этот тип испытаний является ключевым для совершенствования технологии для космических приложений», — сказала главный инженер ARMADAS в Центре Кристин Грегг.

Прочность, жесткость и легкость конструкции были сопоставимы с фермами новейших сегментов МКС (вроде российского модуля «Наука»). А адаптивность роботов к разным задачам, наглядно продемонстрированная в ходе эксперимента, позволит в будущем переложить на них часть обязанностей, которые пока выполняют только космонавты — тем самым сэкономив и время для занятий наукой, и определенную часть финансовых средств космического агентства.

Принцип сборки, заложенный в основу технологии, основан на работе с вокселями (то же самое, что и пиксели, только трехмерные). Роботы управляются с объемными строительными блоками примерно так же, как современная видеокарта — с 2D-изображениями. Кроме того, система ARMADAS самообучаема, то есть может самостоятельно перенастраиваться в соответствии с меняющимися задачами.

«Удивительно, насколько прочны и негибки эти системы, учитывая то, как они выглядят. Создание больших конструкций из маленьких строительных блоков позволяет нам использовать хорошие материалы с наименьшими затратами. Размер конструкций, которые могут быть изготовлены, ограничен только количеством строительных блоков», — отметил главный исследователь проекта Кенни Чунг.

В NASA резюмировали, что если отправить ARMDAS на Луну за год до высадки на спутнике Земли астронавтов, то автоматическая система успеет соорудить к этому моменту 12 укрытий.