Илон Маск: причиной взрыва Starship в ноябре стала утечка топлива
Мнения

Илон Маск: причиной взрыва Starship в ноябре стала утечка топлива

15 января 2024 года, 09:43

Основатель и владелец SpaceX Илон Маск провел общее собрание сотрудников компании, на котором подвел итоги прошлого года. Сенсацией стало раскрытие причины неудачи второго испытательного полета Starship. «Звездолет» пришлось уничтожить после того, как произошел пожар из-за сброшенного из топливных баков «лишнего» кислорода. По словам Маска, эту проблему несложно решить, и у корабля «хорошие шансы» достичь околоземной орбиты уже в этом году. Кроме того, миллиардер рассказал о планах SpaceX добиться увеличения использования возвращаемых ступеней Falcon 9 до 40 полетов, представить терминал Starlink четвертого поколения и начать запуск спутников Starlink v3 до конца 2024-го. Самые важные заявления из выступления Маска — в материале Pro Космос.

Starship: взрыв в ноябре, третий полет и будущие версии

Подводя итоги 2023 года для SpaceX, Маск раскрыл причины взрыва Starship во время второго испытательного полета 18 ноября. Несмотря на успешное отделение от корабля, ракете-носителю не удалось выполнить маневр возврата к точке запуска: после того как в зоне двигателей начался пожар и пошло разрушение конструкции, система автоматического уничтожения взорвала носитель. Та же участь постигла и Starship, который поднялся на высоту 148 км, но на девятой минуте полета был взорван автоматикой.

Как отметил глава SpaceX, перед стартом специалисты заполнили систему жидким кислородом и метаном, но как только диспетчеры попытались выпустить жидкий кислород во время полета, это привело к возгоранию и взрыву. По его словам, разрушения можно было бы избежать, если бы в ходе запуска использовалась реальная полезная нагрузка. «Причина, по которой он [корабль Starship S25 — прим. ред.] на самом деле не смог выйти на орбиту, заключалась в том, что мы сбросили жидкий кислород, а это в конечном итоге привело к возгоранию и взрыву. Жидкого кислорода не осталось бы, если бы у нас была полезная нагрузка», — объяснил Маск.

В то же время анализ ноябрьского запуска позволяет рассчитывать, что у системы Starship/Super Heavy есть «действительно хорошие шансы» достичь околоземной орбиты во время третьего тестового полета в феврале этого года, добавил бизнесмен. Он подчеркнул, что в рамках миссии Starship IFT-3 специалисты компании намерены запустить двигатель в космосе, чтобы он питался от малого бака — это позволит доказать, что SpaceX способна надежно свести корабль с орбиты. Не исключено, что в этот раз на борту Starship будет размещена тестовая полезная нагрузка.

«Мы также хотим провести демонстрацию перекачки топлива в малый бак корабля для NASA  <…> и протестировать открытие двери Pez-развертывателя полезной нагрузки», — подчеркнул Маск, добавив, что Starship должен будет отправить текстовое сообщение, когда оба этих мероприятия будут выполнены. По его словам, в случае успешного достижения «Старшипом» орбиты в феврале этого года компания планирует достичь его полного и быстрого повторного использования. Впрочем, стоит заметить, что незадолго до выступления Маска вице-президент SpaceX Джессика Дженсен заявила, что IFT-3 не будет включать в себя какой-либо тип перекачки топлива.

Следующие версии тяжелой ракетной системы — Starship V2 и Starship V3 — будут рассчитаны на вывод на орбиту 200 тонн полезной нагрузки в многоразовом варианте (против 150 тонн, которые способна доставить на низкую околоземную орбиту первая ступень системы Super Heavy). Причем Starship V3 увеличится в высоту и достигнет 140-150 метров (нынешняя высота Starship составляет 121 метр). Также возрастет тяга 33 двигателей Raptor, которые сжигают тонны жидкого кислорода и жидкого метана, чтобы вывести корабль на орбиту — она составит 9072 тонны-силы.

Falcon 9: рекорды ушедшего года и новая цель по многоразовости

Сотрудники SpaceX активно работают над тем, чтобы подготовить главную «рабочую лошадку» компании Falcon 9 к 40 повторным использованиям для каждой ступени. В настоящее время рекорд принадлежит ускорителю под номером B1058, который 23 декабря совершил свой 19-й полет. Впрочем, дальнейшая эксплуатация первой ступени невозможна: несмотря на успешный полет и приземление, она развалилась во время транспортировки обратно в порт из-за сильного ветра и качки на мысе Канаверал. От ускорителя остался только нижний сегмент, поскольку он не был оснащен новейшими опорами, которые при посадке выравнивают нагрузку.

Так или иначе, за 2023 год стартовые команды SpaceX вывели на различные орбиты около 1200 тонн полезных нагрузок, а также более 300 раз использовали для повторных полетов ранее летавшие створки обтекателя. Новая цель компании — выполнить два запуска с одной стартовой площадки за 24 часа к концу этого года (сейчас рекорд составляет 3 дня 21 час).

Спутники Starlink v2 Mini, которыми SpaceX пополняет группировку глобальной сети интернет-покрытия, имеют пропускную способность 165 Гбит/с. На них эксплуатируется 9000 лазеров, которые способны работать на дальности до 3000 км и передавать по лазерным каналам связи в космосе в 1000-10000 раз больше данных, чем любая другая система. В компании планируют существенно увеличить это значение, вплоть до миллиона раз.

«Текущая цель Starlink — добиться средней задержки ниже 20 миллисекунд, а в конечном итоге — 10 миллисекунд. Это будет сопоставимо или меньше средней задержки лучших наземных проводных провайдеров», — подчеркнул Маск.

До конца 2024 года SpaceX также хочет начать запуск полноразмерных спутников Starlink v2, которые теперь получили новое наименование — Starlink v3. Ранее сообщалось, что эта версия аппаратов будет выводиться на орбиту кораблями Starship. Кроме того, позднее в этом году в компании презентуют терминалы Starlink четвертого поколения — Starlink Mini, которые «смогут поместиться в рюкзак». SpaceX рассчитывают, что в конечном итоге более половины населения Земли получат доступ к Сети посредством сервиса Starlink.