Совершившая рекордный 19-й полет первая ступень Falcon 9 опрокинулась
Запуски

Совершившая рекордный 19-й полет первая ступень Falcon 9 опрокинулась

26 декабря 2023 года, 09:02

Первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 под номером B1058, которая на минувших выходных успешно приводнилась после рекордного 19-го полета, опрокинулась во время транспортировки в порт на мысе Канаверал во Флориде. Как сообщили в компании SpaceX, дальнейшая эксплуатация ускорителя невозможна. При этом с помощью одной только этой ступени SpaceX сумела отправить на орбиту двух астронавтов и 860 спутников.

Последний полет первой ступени B1058 состоялся в субботу, 23 декабря, в 5:33 UTC (8:33 по московскому времени). Ракета Falcon 9 стартовала с площадки SLC-40 базы Космических сил США на мысе Канаверал во Флориде и доставила на орбиту 23 спутника Starlink v2 Mini для пополнения группировки глобальной сети интернет-покрытия. После успешного вывода второй ступени B1058 совершила управляемую вертикальную посадку на морскую платформу Just Read the Instructions в 628 километрах от места старта. Для нее это стало 19-м по счету полетом за все время.

Таким образом, SpaceX установила новый рекорд по многоразовому использованию жидкостного ракетного ускорителя орбитального класса. Однако во время транспортировки обратно в порт на платформе JRTI ступень B1058 опрокинулась из-за сильного ветра и качки на мысе Канаверал. По итогам инцидента в компании SpaceX констатировали, что дальнейшее использование ускорителя не представляется возможным.

В то же время представители фирмы заверили, что новым ступеням Falcon 9 такая опасность не грозит. «Новые ускорители Falcon 9 имеют модернизированные посадочные опоры с возможностью самовыравнивания для минимизации проблем такого типа», — говорилось в заявлении SpaceX в соцсетях.

Будучи самым «заслуженным» ускорителем компании, ступень B1058 была впервые запущена в мае 2020 года в рамках первого пилотируемого полета к Международной космической станции частного космического корабля Crew Dragon. На его борту находились два астронавта NASA — командир Дуглас Херли и пилот Боб Бенкен. Стыковка корабля с МКС состоялась 31 мая, а 2 августа он произвел посадку в Мексиканском заливе неподалеку от Пенсаколы. Первая же ступень благополучно приводнилась на баржу в Атлантическом океане в день старта.

После отправки на МКС двух астронавтов ступень B1058 также поучаствовала в запуске южнокорейского военного спутника, двух миссиях по совместному использованию космических аппаратов для SpaceX и 14 пусках в рамках проекта Starlink. В общей сложности за три с половиной года эксплуатации она позволила Falcon 9 доставить на орбиту 860 космических аппаратов общим весом более 260 тонн.

24 декабря SpaceX провела успешный запуск двух военных радиолокационных спутников SARah-2 и SARah-3, оснащенных радаром с синтезированной апертурой. Пуск был осуществлен в интересах Министерства обороны Германии. Аппараты произвела компания Airbus, они должны будут заменить устаревшие аппараты в орбитальной группировке спутников SAR-Lupe.