Третий тестовый полет Starship может состояться в феврале
Запуски

Третий тестовый полет Starship может состояться в феврале

10 января 2024 года, 11:03

Ракетная система Starship/Super Heavy может отправиться в свой третий испытательный полет уже в следующем месяце. Об этом сообщила вице-президент SpaceX Джессика Дженсен, выступая на пресс-конференции NASA, посвященной американской лунной программе «Артемида». По ее словам, сейчас сотрудники компании пытаются добиться от Федерального управления гражданской авиации США (FAA) получения лицензии — ожидается, что разрешение будет выдано в феврале.

Обновленный график следующего тестового полета Starship, получившего обозначение IFT-3, Джессика Дженсен представила 9 января. По ее словам, в техническом плане ракетная система будет готова к запуску уже в этом месяце, тогда как лицензию FAA в компании рассчитывают получить в феврале. «Мы планируем, что с точки зрения компонентов все будет готово в январе. Сейчас мы тщательно работаем над устранением нарушений по итогам второго полета, поэтому ожидаем, что получим лицензию в феврале. Так что, похоже, третий полет состоится в феврале этого года», — подчеркнула Дженсен.

Нежелание SpaceX затягивать с третьим запуском Starship и ускорителя Super Heavy понять можно, ведь ракетная система является важной частью американской лунной программы «Артемида», а именно ее третьего этапа — Artemis III. Во время экспедиции экипаж из четырех астронавтов отправится в космос на борту корабля «Орион», который должен будет состыковаться на окололунной орбите с посадочным кораблем Starship Human Landing System (HLS) — лунной версией Starship, которая сможет транспортировать на спутник Земли грузы весом более 100 тонн.

После стыковки лунный «Звездолет» доставит двух астронавтов на поверхность Луны в районе Южного полюса и в течение семи дней будет служить им жилищем и лабораторией. Затем он вернет астронавтов обратно на «Орион», на котором весь экипаж возвратится на Землю. Впрочем, сроки строительства Starship HLS регулярно переносятся. Причиной тому — задержки в летных испытаниях базовой версии Звездолета», который к настоящему времени совершил лишь два испытательных полета в беспилотном режиме, причем каждый из них закончился аварией.

Станет ли февральский запуск Starship/Super Heavy успешным и сможет ли команда SpaceX завершить строительство посадочной платформы точно в срок — покажет время. Но, как неоднократно отмечали в NASA, прежде чем на борт Starship HLS взойдут астронавты, он должен будет дважды сесть и взлететь с Луны в беспилотном режиме, подтвердив свою надежность. По оценке Дженсен, Starship сможет прилуниться уже в 2025 году — тогда же, когда NASA планирует реализовать экспедицию Artemis II, которая предполагает пилотируемый облет Луны на корабле «Орион».

Изначально предполагалось, что Artemis II и Artemis III будут реализованы в конце 2024-го и 2025-м годах соответственно, однако глава NASA Билл Нельсон сообщил, что экспедиции переносятся на год по соображениям безопасности. По его словам, при подготовке к «Артемиде-2» была выявлена проблема с компонентом системы, отвечающей за вентиляцию воздуха и контроль температуры. Подробнее читайте в нашей статье.

В конце декабря SpaceX успешно провела огневое испытание всех шести двигателей Raptor прототипа Starship S28 на площадке Starbase в Южном Техасе перед новой попыткой запуска. Цели третьего полета пока неизвестны, однако ранее появилась информация о том, что в ходе него будет продемонстрирован процесс перекачки топлива. Так, в частности, транспортировка должна произойти между малым баком в носовой части Starship S28 и основным топливным баком.

Тем не менее на конференции NASA 9 января представители SpaceX сообщили, что IFT-3 не будет включать в себя какой-либо тип перекачки топлива. Что же касается будущих полетов, то компании потребуется около 10 дозаправок топливного хранилища, чтобы отправить Starship HLS к Луне. Точное число будет определено в результате летных испытаний, которые начнутся в этом году и продолжатся в 2025-м. Зачем Илону Маску понадобился данный проект, каковы его возможности и конструктивные особенности — рассказываем в наших карточках.