Запущен самый масштабный проект по поиску инопланетян
Проекты

Запущен самый масштабный проект по поиску инопланетян

12 января 2024 года, 12:01

Институт SETI при поддержке проекта российского предпринимателя Юрия Мильнера Breakthrough Listen и Национальной радиоастрономической обсерватории США сообщил о начале реализации самого масштабного в истории эксперимента по поиску внеземных цивилизаций. С помощью целой сети радиотелескопов ученые будут отслеживать возможные радиосигналы инопланетян по всему космическому пространству.

Новый проект получил название COSMIC (Commensal Open-Source Multimode Interferometer Cluster), а его главный инструмент — это крупный массив радиотелескопов имени Карла Янски, расположенный в пустыне штата Нью-Мексико.

Команда во главе с доктором Ченоа Трамбле будет анализировать весь космический радиодиапазон в поисках сигналов, которые можно будет однозначно (или хотя бы гипотетически) связать с внеземными цивилизациями. Но, по признаниям авторов, одной из главных особенностей проекта является его гибкость, адаптивность и способность к модернизации.

«В настоящее время основное внимание уделяется созданию одного из крупнейших обзоров технологических сигналов, за первые шесть месяцев было обнаружено более 500 тысяч источников. Однако гибкость конструкции обеспечивает широкий спектр других научных возможностей, таких как изучение структур быстрых радиовсплесков и поиск кандидатов в аксионную темную материю», — отметил Трамбле.

«Современная цифровая архитектура на базе Ethernet позволит проводить испытания будущих технологий по мере того, как мы переходим в эпоху следующего поколения. Мы надеемся открыть возможности для других ученых использовать наше высокое время (наносекунды) или спектральное разрешение (менее Гц) для завершения своих исследований», — добавил лидер команды ученых.

Его коллега, доктор Пол Деморест из Национальной радиоастрономической обсерватории США подчеркнул, что COSMIC значительно расширит научные возможности радиообсерватории имени Янски. «Работая параллельно с такими проектами, как VLA Sky Survey, COSMIC выполнит одно из крупнейших исследований по поиску внеземного разума за всю историю», — констатировал он.

Действительно, если предыдущие исследования подобного рода позволили изучить лишь несколько тысяч звезд, то команда COSMIC будет прослушивать сотни тысяч, а возможно, и миллионы звездных систем на частотах от 0,75 до 50 ГГц. Это де факто означает охват 80% всего неба, то есть на порядок больше, чем все остальные эксперименты, вместе взятые.

Кроме того, поиск в рамках COSMIC будет обладать чрезвычайно высокой чувствительностью: он сможет обнаруживать радиосигналы, длящиеся всего несколько наносекунд. Учитывая, что чем мощнее сигнал, тем более он энергоемок, инопланетяне, скорее, будут издавать именно такие импульсы: сильные, но очень короткие, а земляне будут способны их уловить.

Таким образом, после подготовительного этапа (который включал в себя накопление того самого полумиллиона источников радиоизлучения) команда COSMIC готова к началу полномасштабных поисков. И даже если признаки инопланетян найдены не будут, польза эксперимента для общемировой науки в любом случае окажется громадной.