Peregrine не сможет сесть на Луну
8 января американская компания United Launch Alliance (ULA) провела успешный пуск новейшей ракеты-носителя Vulcan Centaur, которая вывела на траекторию полета к Луне посадочный аппарат Peregrine («Сапсан»). Зонду удалось отделиться от второй ступени носителя, но спустя несколько часов в фирме-разработчике Astrobotic сообщили, что «Сапсану» долго не удавалось сориентировать свои батареи на Солнце. Позднее он прислал первые снимки, подтвердившие опасения, что у него возникли проблемы c силовой установкой — это поставило под угрозу возможность аппарата совершить мягкую посадку на Луну.
Как прошел старт
Пуск ракеты Vulcan Centaur состоялся в понедельник, 8 января, в 07:18 UTC (10:18 по московскому времени) с площадки SLC-41 базы Космических сил США на мысе Канаверал во Флориде. Его выполнили стартовые команды компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла КС США в рамках миссии Cert-1. Для носителя Vulcan прошедший запуск стал дебютным в его летной истории. Кроме того, в ходе старта были впервые использованы жидкостные двигатели BE-4 от компании Blue Origin: на первой ступени ракеты установлены два таких силовых агрегата (вторая пара двигателей — твердотопливные).
Первая ступень Vulcan Centaur отработала штатно: лунный посадочный аппарат Peregrine, который находился на борту новейшей ракеты, был успешно выведен на низкую околоземную орбиту. После этого «Сапсан», разработанный стартапом Astrobotic, отделился от второй ступени и взял курс на естественный спутник Земли. Специалисты рассчитывали, что он совершит посадку в кратере Груйтуйзен на Луне 23 февраля и доставит туда 20 научных грузов, включая пять, принадлежащих NASA. Перед этим аппарат должен был выйти на окололунную орбиту.
В качестве вторичной полезной нагрузки на Vulcan Centaur были размещены урны с кремированными человеческими останками: часть из них также планировалось доставить на Луну в рамках программы Tranquility Flight, другие же — отправить на гелиоцентрическую орбиту (миссия Enterprise Flight). Соответствующие услуги предоставила мемориальная компания Celestis. Также ракета несла камень с Эвереста и «посылки» от ряда других международных партнеров экспедиции.
«Аномалия» в двигателе
Впрочем, через семь часов после старта Vulcan Centaur появились сообщения о технических проблемах, возникших на борту Peregrine: стало известно, что аппарат столкнулся с «аномалией, которая не позволила ему занять устойчивое положение с ориентацией на Солнце». Тогда же в Astrobotic предположили, что «Сапсан» вряд ли сможет мягко опуститься на поверхность Луны. «Команда специалистов считает, что вероятной причиной нестабильности положения с ориентацией на Солнце стала аномальная работа двигательной установки», — говорилось в заявлении фирмы. В компании также сообщили, что заряд аккумуляторов аппарата начинает снижаться.
Позднее сотрудникам Astrobotic удалось получить первые изображения с Peregrine из космоса. Снимки подтвердили, что у аппарата возникли технические неполадки, связанные c двигательной установкой. Этот сбой привел к существенной потере топлива. «Использованная для снимка камера установлена на верхней площадке и показывает многослойную изоляцию на переднем плане», — уточнили в компании.
В настоящее время специалисты пытаются решить проблему: согласно их оценке, зонд сможет сохранять нужный курс на протяжении порядка 40 часов. Несмотря на потерю топлива, команда смогла полностью зарядить батарею Peregrine, проведя импровизированный маневр по переориентировке солнечных панелей в сторону Солнца. «Из-за продолжающейся утечки топлива двигатели системы ориентации корабля вынуждены работать за пределами рассчитанного срока эксплуатации, чтобы не допустить неконтролируемого падения посадочного модуля», — объяснили представители компании.
Теперь основной целью Astrobotic является вовсе не посадка аппарата на Луну, а попытка вывести его как можно ближе к спутнику Земли — до тех пор, пока он не потеряет ориентацию на Солнце и, следовательно, электропитание от солнечных батарей.
Реакция NASA
Изначально предполагалось, что Peregrine весом 1263 кг совершит посадку в районе ударного кратера Груйтуйзен, который расположен в месте соединения Океана Бурь и Моря Дождей на видимой стороне Луны. Аппарат должен был доставить туда 20 научных грузов: пять из них относятся к программе NASA Commercial Lunar Payload Services (CLPS), включая лазерный рефлектометр и несколько спектрометров, а остальные разработаны другими заказчиками (например, небольшой луноход от Университета Карнеги-Меллона). В общей сложности «Сапсан» проработал бы на спутнике Земли 10 дней до наступления темноты на месте посадки.
Несмотря на то что аппарат Peregrine был разработан компанией Astrobotic по контракту с NASA, формально американское агентство является лишь заказчиком услуги по доставке на Луну, тогда как сам зонд ведомству не принадлежит. Тем не менее в NASA возлагали на этот проект определенные надежды: если бы экспедиция прошла успешно, то Peregrine могли применять в будущих экспедициях агентства, например, для доставки коммерческих грузов и в рамках американской лунной программы «Артемида».
Комментируя возникшие проблемы с Peregrine, в NASA отметили, что неудача тоже является стимулом к росту и развитию. Заместитель руководителя ведомства Джоэль Кернс подтвердил, что ориентации зонда на Солнце помешал сбой в двигательной системе аппарата. «Каждый успех или неудача — возможность узнать новое и двигаться вперед. Мы используем этот урок для продвижения наших достижений в науке, исследованиях и коммерческом освоении Луны», — заявил Кернс. Он добавил, что стартап оценивает ситуацию и будет предоставлять информацию по мере ее поступления.
Вслед за Astrobotic свой лунный посадочный модуль планировала отправить компания Intuitive Machines. Запуск ее лунного модуля Nova-C должен был состояться 12 января: если бы все пошло по плану, то аппарат оказался бы на поверхности спутника уже 19-21 января за счет траектории прямого полета к Луне. Однако фирма была вынуждена отложить экспедицию на месяц из-за плотного расписания на стартовой площадке 39А. Тем не менее у Intuitive Machines, в отличие от Astrobotic, еще есть возможность стать первой американской частной компанией, посадившей свой аппарат на поверхность спутника Земли.