NASA показало последствия взрывов нескольких сверхновых
Большой взрыв

NASA показало последствия взрывов нескольких сверхновых

4 января 2024 года, 13:06

Телескопы NASA запечатлели остатки взрыва сверхновой на расстоянии 160 000 световых лет от Земли в области Большого Магелланова облака под названием 30 Doradus B. Ученые считают, что увиденное может быть результатом взрыва не одного, а двух или более объектов. Новое изображение получено с помощью объединения данных четырех телескопов.

Агентство опубликовало новый снимок, который показывает остатки взрыва сверхновой в 30 Doradus B (30 Dor B) — части космического пространства, где звезды непрерывно формировались в течение последних 8-10 млн лет. На изображении видно сочетание из темных газовых облаков и молодых звезд, расположенное на расстоянии 160 000 световых лет от Земли в Большом Магеллановом облаке — крупнейшей и самой массивной галактике-спутнике Млечного Пути.

Изображение было получено путем объединения данных четырех аппаратов NASA: космических телескопов «Чандра», «Спитцер» и «Хаббл», а также четырехметрового наземного телескопа Виктора Бланко в Чили.

Группа астрономов во главе с Вэй-Ань Ченом из Национального Тайваньского университета в Тайбэе использовала данные, полученные за более 2 млн секунд (555 часов) наблюдения за 30 Dor B и ее окрестностями с помощью телескопа «Чандра». Они обнаружили слабое рентгеновское излучение, которое простирается примерно на 130 световых лет в поперечнике (для сравнения, ближайшая к Солнцу звезда находится на расстоянии около четырех световых лет). Данные «Чандры» также показывают, что 30 Dor B содержит потоки частиц, исходящие от пульсара, что приводит к образованию так называемой «туманности пульсарного ветра».

Объединив данные телескопов, исследователи пришли к выводу, что ни один взрыв сверхновой не может объяснить видимые наблюдения. Как пульсар, так и яркие рентгеновские лучи, наблюдаемые в центре 30 Dor B, вероятно, возникли около 5000 лет назад в результате взрыва сверхновой после коллапса массивной звезды.

Однако более крупная, но слабая оболочка рентгеновских лучей слишком велика, чтобы образоваться в результате взрыва этой же сверхновой. Исходя из этого, по мнению ученых, в 30 Dor B мог произойти не один, а по меньшей мере два взрыва сверхновых, причем рентгеновская оболочка образовалась именно во время второго — более 5000 лет назад. Вполне возможно, что в прошлом происходили и другие взрывы. Полученные результаты позволят астрономам узнать больше о жизни массивных звезд и последствиях взрывов сверхновых.