Женщины теряют в космическом полете больше мышц, чем мужчины
Наука

Женщины теряют в космическом полете больше мышц, чем мужчины

20 декабря 2023 года, 11:29

Команда ученых из Американского физиологического общества (American Physiological Society) провела самое продолжительное исследование того, что происходит с мышечной массой женщин в условиях симулированной микрогравитации. Выяснилось, что в ходе длительных космических полетов на Марс или Луну представительницы слабого пола будут терять больше мышечной массы, чем мужчины. Это подтвердило необходимость в дополнительном изучении физиологических реакций человека на нахождение в невесомости с учетом половых особенностей.

Исторически сложилось, что только около двух из каждых 10 астронавтов, отправленных в космос, были женщинами. Однако с недавних пор NASA решило разнообразить состав экипажей будущих космических экспедиций. Так, в апреле 2023 года стало известно, что в рамках второго этапа лунной программы «Артемида» — Artemis II, — который предполагает облет Луны пилотируемым кораблем «Орион» в ноябре 2024-го, на борт последнего впервые взойдут женщина-астронавт Кристина Куч и афроамериканец Виктор Гловер.

Учитывая все это, ученые как никогда заинтересованы в выяснении того, какую роль пол человека играет в физиологической реакции на условия микрогравитации. Проблема состоит в том, что существующая научная литература едва ли раскрывает особенности поведения женщин в невесомости. Команда из Американского физиологического общества решила восполнить эти пробелы и провела два длительных испытания с участием как мужчин, так и женщин.

На протяжении 90 дней (испытание для мужчин) и 60 дней (испытание для женщин) добровольцы соблюдали постельный режим, находясь в положении с наклоном головы вниз на шесть градусов. Это имитировало состояние невесомости, аналогичное тому, которое испытывают члены экипажа во время космического полета. Обе группы добровольцев ели, спали и следили за личной гигиеной либо вниз головой, либо в горизонтальном положении.

Исследовательская группа провела магнитно-резонансную томографию мышц бедер и икр добровольцев до и после испытания, а также после месяца постельного режима. Эти группы мышцы были выбраны по той причине, что они имеют «решающее значение для передвижения и внекорабельной деятельности, которые, вероятно, будут осуществлять экипажи в ходе посадки Луну или Марс».

Ученые обнаружили, что все участники потеряли значительное количество мышечной массы в обеих областях ног за время нахождения в постельном режиме. Причем женщины потеряли больше мышц за два месяца, чем мужчины потеряли за три месяца. Эта тенденция вызывает беспокойство не только из-за влияния на типичную функцию мышц, но и потому, что эти мышцы «взаимодействуют со многими другими органами эндокринной системы».

«Текущие результаты двух исследований по моделированию космических полетов показывают, что женщины более восприимчивы к мышечной атрофии, вызванной невесомостью. Таким образом, более подходящим способом понять специфические для пола реакции на микрогравитацию (включая проблему мышечной атрофии) и получить данные для лучшей защиты здоровья будущих членов экипажа могут быть хорошо контролируемые длительные исследования постельного режима», — резюмировали авторы исследования.

В середине ноября на базе Института медико-биологических проблем РАН начался изоляционный эксперимент SIRIUS-23. В ходе него экипажу предстоит целый год провести в симуляторе космического корабля и воспроизвести основные элементы лунной экспедиции. Чтобы выяснить, что происходит с психикой человека в условиях замкнутого пространства, почему до сих пор не было чисто женских экипажей и какие физические исследования проводятся в ходе эксперимента, мы пообщались с командиром экипажа эксперимента SIRIUS-21 Олегом Блиновым.