Организаторы SIRIUS-23 доработали тренажер для «полета на Луну»
Проекты

Организаторы SIRIUS-23 доработали тренажер для «полета на Луну»

5 декабря 2023 года, 11:08

В Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН рассказали о важных изменениях при подготовке к 365-суточному изоляционному эксперименту SIRIUS-23, который в настоящее время проводится на базе института. Как заявил исполнительный директор и председатель оргкомитета эксперимента, заведующий лабораторией физиологии иммунной системы ИМБП РАН Сергей Пономарев, организаторы доработали тренажер, на котором одна из участниц предыдущего этапа — SIRIUS-21 — получила травму. По его словам, это позволит полностью исключить возможность повторения инцидента.

О том, что участница изоляционного эксперимента SIRIUS-21 Екатерина Карякина получила нетяжелую травму руки и была вынуждена покинуть экспериментальный комплекс ИМБП РАН, стало известно 7 декабря 2021 года. Тогда в институте уточнили, что реальная нештатная ситуация произошла на 33 сутки эксперимента — Карякина травмировалась во время тренировки на действующем макете многофункционального силового тренажера.

Члены экипажа оказали ей необходимую медицинскую помощь и провели диагностику, находясь в тесном взаимодействии с наземными службами обеспечения эксперимента. Главный внештатный травматолог-ортопед Департамента здравоохранения Москвы, профессор Вадим Дубров отметил, что экипаж действовал «в высшей степени профессионально и слаженно, выступив как единая команда». А после того, как Екатерина Карякина покинула автономный наземный комплекс, выполнение научной программы 240-суточного эксперимента продолжилось согласно циклограмме исследований в полном объеме.

«Это негативный опыт, и было бы гораздо хуже, если бы он произошел в космосе, а не здесь на Земле. В новом эксперименте мы все это учли, потому что там была недоработка оборудования, и произошел один случай из тысячи. К сожалению, такое бывает», — посетовал Пономарев. В то же время он заверил, что постановщики SIRIUS-23 постарались минимизировать все возможные риски по получению каких-либо травм. Он также выразил надежду на то, что эксперимент пройдет успешно.

Изоляционный эксперимент SIRIUS-2021, который имитировал полет на Луну, проводился в испытательном комплексе ИМБП РАН с 4 ноября 2021 года по 3 июля 2022-го. В состав экипажа вошли трое россиян, два представителя США и один гражданин ОАЭ. Они провели 240 суток (за исключением Карякиной) в условиях, имитирующих работу реальной космической экспедиции на окололунной орбитальной станции и поверхности спутника Земли.

Специально для эксперимента организаторы подготовили скафандры со шлемом с элементами виртуальной реальности: именно в них экипаж выходил на «поверхность» Луны. Кроме того, исследователи произвели забор проб грунта и управляли моделью лунного ровера. В ходе всего эксперимента участники находились в автономном наземном комплексе и общались только с центром управления по аудиосвязи. С близкими и родственниками связь была доступна через электронную почту.

Международный проект SIRIUS предусматривает целую серию изоляционных экспериментов. Первый состоялся в ноябре 2017 года: тогда экипаж провел в изоляции 17 суток. В 2018-2019 годах изоляция длилась четыре месяца. 14 ноября 2023-го стартовал четвертый этап проекта — SIRIUS-23, в ходе которого экипаж проведет в изолированных условиях 365 суток. А до 2028 года планируется провести еще три годовых эксперимента.