Астрономы открыли молодой и сильно рассеянный пульсар
Большой взрыв

Астрономы открыли молодой и сильно рассеянный пульсар

5 декабря 2023 года, 12:33

С помощью радиоинтерферометра Australian Square Kilometre Array Pathfinder (ASKAP) астрономы обнаружили новый, неожиданно молодой и крайне любопытный пульсар. Об открытии команда ученых сообщила в статье, которая ожидает своей публикации на сервере предварительной печати arXiv.

Вращающаяся нейтронная звезда с мощным магнитным полем, генерирующим электромагнитное излучение, получила наименование PSR J1032−5804. И ее главная отличительная черта — необычайная рассеянность.

Когда электромагнитные импульсы пересекают турбулентную межзвездную среду, они имеют свойство рассеиваться — как в пространстве, так и во времени. В результате чего такой пульсар становится чрезвычайно трудно обнаружить с помощью оптических, рентгеновских или гамма-телескопов.

Но в отличие от менее «везучих» собратьев по классу, пульсар PSR J1032−5804 был довольно точно идентифицирован во время поиска ASKAP космических объектов с круговой поляризацией. Затем, уже на 99,9%, пульсарную природу нейтронной звезды подтвердил 64-метровый радиотелескоп обсерватории Паркса в Новом Южном Уэльсе.

Новооткрытый пульсар чрезвычайно молод — его возраст, рассчитанный на основе наблюдений, составляет всего 34 600 лет, что очень мало для звезды, даже нейтронной. Кроме того, он имеет длительный период рассеяния на частоте 1 ГГц — около 3,84 секунды, что делает его третьим по степени рассеянности пульсаром, известным на сегодняшний день.

В частности, это хорошо объясняет, почему PSR J1032−5804 не был обнаружен в ходе предыдущих исследований пульсаров — его заметность находится почти на пределе возможностей современной земной техники (которая, впрочем, неумолимо совершенствуется).

Что касается прочих характеристик, то период пульсации PSR J1032−5804 равняется 78,7 секунды (что тоже необычно), а показатель вращения — около 2 000 рад/м2. Причем напряженность поверхностного магнитного поля звезды составляет не меньше 1,7 ТГЦ, а количество выделяемого им света — астрономические 2,9 ундециллиона эрг/с.

Само открытие PSR J1032−5804 является многообещающим в контексте будущих исследований, ведь строящиеся (в том числе Россией) радиотелескопы нового поколения смогут открыть новую страницу в поисках и изучении подобных, сильно рассеянных, пульсаров. А значит — приоткроют еще больше деталей касательно этих экзотических звезд.