SpaceX запустила первый разведспутник Южной Кореи и еще 24 космических аппарата
Запуски

SpaceX запустила первый разведспутник Южной Кореи и еще 24 космических аппарата

1 декабря 2023 года, 20:27

SpaceX провела пуск ракеты-носителя Falcon 9 в интересах Министерства национальной обороны Республики Корея, который ранее был отложен из-за неблагоприятных погодных условий на западном побережье США. Главная «рабочая лошадка» компании вывела на орбиту 25 различных спутников, в том числе южнокорейский 425 Project EO/IR. Ожидается, что аппарат будет выполнять разведывательные функции, в частности наблюдать за ядерной программой своего северного соседа.

Ракета Falcon 9 была запущена 1 декабря в 21:19 по московскому времени с космического стартового комплекса SLC-4E, расположенного на базе военно-космических сил Ванденберг в Калифорнии. На ее борту находилось в общей сложности 25 космических аппаратов, из которых основной полезной нагрузкой выступал южнокорейский спутник наблюдения Земли 425 Project EO/IR массой 800 килограммов. Его доставили на солнечно-синхронную орбиту высотой от 600 до 700 километров.

Космический аппарат оснащен электрооптическим инфракрасным телескопом с разрешением 30-50 сантиметров на пиксель. Предполагается, что он будет выполнять разведывательные функции, в том числе наблюдать за ядерной программой КНДР, которая на прошлой неделе также успешно запустила свой первый разведывательный спутник — «Маллигён-1». По сообщениям СМИ, он уже сделал несколько снимков в высоком разрешении, запечатлев ряд военных баз США, находящиеся в Тихом океане авианосцы и даже Белый дом.

Впрочем, Южная Корея не собирается отставать от своего северного соседа: как отмечается, 425 Project EO/IR — это лишь один из пяти сверхсекретных разведывательных спутников, которые республика планирует запустить в ближайшие годы. Остальные четыре аппарата будут выведены на орбиту к 2025 году, их оснастят радаром с синтезированной апертурой (SAR), что позволит южнокорейским военным каждые два часа наблюдать за ключевыми военными объектами КНДР. Общая стоимость проекта составляет $52 млн.

Помимо 425 Project EO/IR, американская ракета Falcon 9 также доставила на орбиту итальянский демонстрационный спутник uHETSat, произведенный компанией SITAEL в сотрудничестве с Европейским космическим агентством (ЕКА) и Итальянским космическим агентством (ASI). Масса спутника составляет 60 килограммов, он представляет собой одно их первых применений маломощного электрического двигателя HT-100 на основе эффекта Холла в рамках микроспутниковой платформы.

prt scr youtube.com | Spaceflight Now

Еще одна полезная нагрузка Falcon 9 — малый метеоспутник GNOMES-4 с массой 40 килограммов от компании PlanetiQ. Его основная задача — вести наблюдения за погодой с помощью отслеживания радиосигналов от различных навигационных спутниковых систем. Вместе с ним в космос были запущены демонстрационный спутник связи Bane от York Space Systems, аппарат ISL48 от Space BD и орбитальная платформа ION SCV Daring Diego от D-Orbit.

Данная платформа также несла на своем борту ряд космических аппаратов, среди них — первый спутник Ирландии EIRSAT-1, который представляет собой 2U-кубсат с детектором гамма-излучения, и австралийский 6U-кубсат SpIRIT для определения местоположения рентгеновских и гамма-лучей в космосе с помощью рентгеновского и гамма-спектрометра.

В рамках пятничного запуска первая ступень ракеты Falcon 9 B1061, которая использовалась уже в 17-й раз, совершила управляемую вертикальную посадку на площадку LZ-4 примерно в 400 метрах от места старта. Кроме того, были спасены створки головного обтекателя. Для SpaceX это был 88-й запуск года, 278-й старт ракеты Falcon 9 и 291-й пуск за все время. Также в компании сообщили, что впервые для запуска клиентской миссии использовалась ступень с таким количеством полетов.