Вышел американский отчет о том, как Китай успешно вытесняет НАСА из Африки
Мнения

Вышел американский отчет о том, как Китай успешно вытесняет НАСА из Африки

21 ноября 2023 года, 15:51

Открытие в Тунисе наземного центра управлением навигационной системой «Бэйдоу» не только является вызовом доминированию американской Системы глобального позиционирования (GPS), но и в целом представляет из себя новый шаг в стратегии Китая по выдавливанию НАСА и Пентагона из Африки. К такому выводу пришла в своём отчёте о космическом сотрудничестве Китая с чёрным континентом Джули Клингер, доцент кафедры географии и пространственных наук в Университете Делавэра.

Открытый в 2018 году центр осуществляет управление национальной навигационной системой Китая (аналог ГЛОНАСС) и, кроме того, он станет базой для Арабской организации информационных и коммуникационных технологий. Как подчёркивают его создатели, центр «стратегически будет содействовать международным обменам и глобальному применению Бэйдоу».

Клигер, однако, обеспокоена тем, что «с момента открытия центра африканцы проявляют все больший интерес к системе Бэйдоу» и всё меньше интересуются проектами, совместными с США. «Вы знаете, что GPS глобальна и велика, но китайское правительство настойчиво добивается внедрения навигационной системы Бэйдоу в Африке», — подчеркнул цитируемый ей Темидайо Ониосун, основатель и управляющий директор компании Space in Africa.

По его словам, китайские учреждения провели более 14 встреч с чиновниками Комиссии Африканского союза, чтобы инициировать «массовое внедрение своей навигационной системы». Одним из первых стало Южноафриканское национальное космическое агентство, которое подписало меморандум о взаимопонимании с китайским офисом спутниковой сети по применению Бэйдоу ещё в 2021 году.

Но, как подчёркивают Клигер и Ониосун, Бэйдоу — это лишь один из аспектов сотрудничества Китая с Африкой в космической отрасли: ведь по всему континенту КНР продвигает свои спутники, наземные станции и финансирует космические программы для бедных африканских стран. Общая стоимость одних лишь спутников, уже построенных Китаем для африканских заказчиков, уже приблизилась к астрономической сумме в миллиард долларов.

Кроме того, Китай развивает наземную инфраструктуру таких стран, как Эфиопия — примером чему обсерватория Энтото и исследовательский центр в Аддис-Абебе. Таким образом, к октябрю 2021 года как минимум 23 из 54 африканских стран имели двусторонние космические партнерства с Китаем, говорится в докладе. Некоторые из них (такие, как ангольский спутник связи AngoSat-1) частично финансировались ещё и Россией.

Однако более всего беспокоит американских и связанных с ними африканских деятелей то, что космические программы Китая интегрированы в более масштабные проекты, такие как борьба с терроризмом и поддержание безопасности, развитие социальной инфраструктуры или образование. А это значит, что из всех этих сфер вытесняются США.

Например, в Нигерии Китай не только помог финансировать спутники связи и обучать нигерийских ученых и инженеров-спутникостроителей, но и сотрудничал с Управлением оборонного космического пространства Нигерии (DSA), которое предоставляет возможности в космосе и киберпространстве нигерийским военным и правоохранительным органам.

В то же время внешняя политика Соединённых Штатов далека даже от постановки подобных задач, не то, что от их реализации. В лучшем случае НАСА, Пентагон и Госдепартамент лишь запоздало реагируют на успешные действия Китая.

«У США нет четкой стратегии взаимодействия с африканскими партнерами в космической сфере, и это на руку Китаю и России, у которых есть преданный персонал или планы, направленные на конкретное взаимодействие с Африкой и космическим сектором», — жалуется Клингер.

Впрочем, в отличие от американцев, африканцы не видят в этих тенденциях ничего плохого: «Центр в Тунисе является частью более широкого и скоординированного участия Китая в космической отрасли Африки и социальном, экономическом и экологическом развитии континента – подход, который резко контрастирует с деятельностью США», — замечает кенийский журналист Джеванс Ньябиаге.