МКС, РОС и Луна: куда мечтают полететь будущие российские космонавты
В мае Роскосмос объявил результаты четвертого открытого отбора в отряд космонавтов: должности кандидатов получили четыре человека — трое мужчин и одна женщина. В сентябре они приступили к общекосмической подготовке, которая продлится два года. Что было самым сложным при отборе, какой полет мечтают совершить будущие космонавты и кто для них является примером, в материале Pro Космос.
В сентябре в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК, входит в Роскосмос) началась общекосмическая подготовка (ОКП) кандидатов в космонавты, отбор которых проходил в 2023-2024 годах. К тренировкам, которые продлятся примерно два года, приступили Анастасия Бурчуладзе, Эльчин Вахидов, Владимир Ворожко и Александр Жеребцов.
Во время подготовки кандидаты в космонавты будут изучать теоретические основы космонавтики, прикладные науки, конструкции бортовых систем пилотируемых космических аппаратов, космическую медицину и психологию. Им предстоит сформировать устойчивость организма и психики к воздействию неблагоприятных факторов космического полета, а также приобрести первоначальные профессиональные навыки.
«Перечень изучаемых дисциплин ОКП остался практически без изменений. Немного изменилось наполнение курсов подготовки, чтобы отразить произошедшее развитие науки и техники», — рассказали Pro Космос в Центре подготовки космонавтов. В течение всего периода обучения новобранцы будут сдавать экзамены и зачеты по программе. «Прохождение заключительной аттестации по итогам ОКП планируется осенью 2026 года», — уточнили в ЦПК.
О том, какое испытание при отборе было самым сложным, кто больше всего поддерживал будущих космонавтов в этот период и какой космический полет хотелось бы им совершить, в интервью Pro Космос рассказали Анастасия Бурчуладзе, Эльчин Вахидов, Владимир Ворожко и Александр Жеребцов.
Анастасия Бурчуладзе: «Слетать к Луне кажется фантастическим»
— Анастасия, почему вы решили стать космонавтом? Это мечта детства?
— Это не было мечтой детства. Стать космонавтом я решила, когда пришла работать в отрасль, в НПО имени Лавочкина (входит в Роскосмос). Когда я работала инженером-конструктором, узнала, что ЦПК иногда открывает наборы, в которых можно попробовать свои силы, если ты работаешь в отрасли по специальности. Тогда у меня возникло желание попробовать свои возможности. Я ждала открытый набор и точно знала, что буду в нем участвовать.
— Кто из космонавтов является для вас примером?
— Так как я женщина, для меня примером является Анна Кикина, конечно. У нее очень интересная история: про набор она узнала почти случайно. И мне понравилась эта целеустремленность и вера в то, что все возможно, что не какие-то сверхлюди, а обычные люди становятся профессионалами своего дела и добиваются результатов. Каждый может попробовать свои силы и добиться результата.
— Какое испытание перед зачислением кандидатом в отряд космонавтов было самым сложным?
— Я не могу выделить какое-то одно испытание на открытом отборе. Каждое требовало от нас выкладываться по максимуму, поэтому в каждом испытании было что-то сложное, ни одно из них не было простым.
— Какой космический полет вы бы хотели осуществить? Есть ли какая-то глобальная цель в космонавтике, к которой идете?
— Для меня глобальная цель — состояться в профессии, применить все знания, которые я здесь получу, на практике. Для начала я хотела бы вообще осуществить космический полет. Но, конечно, было бы интересно слетать к Луне, на лунную базу. Что-то такое кажется фантастическим.
— Кто вас больше всего поддержал в решении стать космонавтом?
— На самом деле меня поддержали все. Первым был, конечно, мой отец, моя семья. Но и коллеги, особенно мой отдел, а потом уже и все НПО имени С. А. Лавочкина, очень за меня переживали. Когда я приехала на очный этап, они все мне писали, волновались, спрашивали о результатах и были очень горды за меня, когда все получилось.
Эльчин Вахидов: «Ожидание — самое сложное испытание»
— Эльчин, почему вы решили стать космонавтом? Это мечта детства?
— С детства были мысли стать космонавтом, но как таковой мечты не было, потому что это казалось запредельным. Я рос в 90-е, тогда считалось, что космонавт — это что-то высокое, великое и обычному человеку им не стать. Я решил стать космонавтом уже в сознательном возрасте, когда узнал об открытых наборах и стало понятно, что им может стать не только военный летчик, но и человек из другой сферы, например, инженер по определенным направлениям.
— Кто из космонавтов является для вас примером?
— Познакомившись в отряде со многими космонавтами, понял, что каждый — это уникальная личность, и с каждого можно взять пример. Поэтому кого-то одного выделить не могу.
— Какое испытание перед зачислением кандидатом в отряд космонавтов было самым сложным?
— Ожидание решения комиссии, отобран или не отобран я кандидатом, — это, наверное, самое сложное испытание, испытание временем.
— Какой космический полет вы бы хотели осуществить? Есть ли какая-то глобальная цель в космонавтике, к которой идете?
— Пока цели не такие амбициозные, как, например, к спутнику Земли полететь или к другой планете. Конечно, я считаю, что нужно сначала совершить полет к станции — МКС (Международной космической станции — прим. ред.), если успею, или РОС (Российской орбитальной станции — прим. ред.) — чтобы навыки, которые я здесь приобрету, использовать там. А уже после этого, если будет такая программа, то, конечно же, поучаствовал бы.
— Кто вас больше всего поддержал в решении стать космонавтом?
— Жена, мама и брат. Они знали и поддерживали меня во всех аспектах в подготовке к отбору. Всегда были со мной, всегда на связи.
Владимир Ворожко: «Хотелось бы выйти в открытый космос»
— Владимир, почему вы решили стать космонавтом? Это мечта детства?
— У меня такой вопрос не стоит. Я могу задать вопрос, почему люди не хотят стать космонавтом? Это все идет от воспитания, истории. Меня родители воспитывали патриотом страны. Уже годам к 15 я понял, что хочу связать свою дальнейшую жизнь с покорением космоса.
— Кто из космонавтов является для вас примером?
— Это, безусловно, Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, которые вершили космическую эпопею. Когда я стал летчиком, безусловно, видел фотографии людей, которые закончили летное училище и покорили космос. Это Александр Мисуркин, Геннадий Манаков, Токтар Аубакиров, Айдын Аимбетов. Они были для меня примером, потому что каждый день, приходя на занятия, я видел их фотографии, которые подогревали мою мечту.
— Какое испытание перед зачислением в кандидаты в отряд космонавтов было самым сложным?
— Самым сложным был сбор документов, потому что при всей служебной деятельности, которая была в вооруженных силах, находить время для решения личных проблем было сложно. А наш гарнизон был удален, что требовало определенных хитростей. Поэтому для меня самое сложное было найти время, чтобы собрать документы.
— А какой космический полет вы бы хотели осуществить? Есть ли какая-то глобальная цель в космонавтике, к которой вы хотели бы идти?
— Безусловно, хотелось бы совершить полет к Луне, но перед этим хотелось бы выйти в открытый космос, увидеть нашу планету с расстояния 400 километров, посмотреть, насколько она необъятная, вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина. В дальнейшем, если о чем-то глобальном говорить, может быть, даже и поселение, чтобы это было доступно всему человечеству.
— Кто вас больше всего поддержал в решении стать космонавтом?
— На самом деле я скрывал эту тему, но когда знакомился со своей будущей женой Ириной, ей, безусловно, сказал. В самом начале сказал: «Соглашаясь на то, что ты будешь моей женой, имей в виду, что я буду поступать в космонавты». С первого дня нашего знакомства в 2020 году она знала, что я буду поступать. И вот на протяжении всех этих четырех лет она меня поддерживала вплоть до поступления.
Александр Жеребцов: «Вся наша космонавтика является примером»
— Александр, почему вы решили стать космонавтом?
— В детстве я задал вопрос отцу, как стать космонавтом. На что он дал мне ответ, что сначала нужно стать летчиком-истребителем и потом уже космонавтом. Летчиком-истребителем я стал, а сейчас, надеюсь, стану космонавтом.
— Кто из космонавтов является для вас примером?
— Естественно, для всех нас примером является Юрий Гагарин — первый человек, который побывал в космосе. Но для меня примером является вся наша отечественная космонавтика: каждый человек, каждый космонавт внес вклад в развитие космонавтики.
— Какое испытание перед зачислением кандидата в отряд космонавта было самым сложным?
— Самым сложным испытанием было осознание мысли, что предстоит развернуть свою жизнь на 180 градусов — сменить место жизни с юга в центральную часть России.
— Какой космический полет вы бы хотели осуществить?
— У меня есть мечта полететь к Луне и быть одним из первых основателей лунной базы, то есть стать одним из первых участников лунной программы, при этом полететь не на китайском, а на российском корабле.
— Кто больше всего поддержал решение стать космонавтом?
— Это был и есть мой близкий друг. Сейчас он находится в отряде. Фамилию не буду называть по объективным причинам.