Ступень ракеты, врезавшаяся в Луну в прошлом году, оказалась китайской
На орбите

Ступень ракеты, врезавшаяся в Луну в прошлом году, оказалась китайской

17 ноября 2023 года, 10:58

4 марта 2022 года корпус неизвестной ракеты врезался в Луну, образовав странный двойной кратер шириной около 30 метров. Больше года астрономы гадали, чей же это аппарат (изначально предполагалось, что Falcon 9 компании SpaceX), но новое исследование, опубликованное в Planetary Science Journal наконец-то расставляет точки над «и» — это кусок китайской «Чанчжэн», доставивший перед этим на орбиту Луны исследовательскую станцию.

Несмотря на то, что астрономы отслеживали отработанную ракету (получившую идентификатор WE0913A) в течение нескольких недель, прежде чем она столкнулась с Луной, и даже предсказали заранее место падения, принадлежность её оставалась загадкой. Верхняя ступень ракеты Falcon 9, которая взлетела со спутником DSCOVR в феврале 2015 года, казалась наиболее вероятным кандидатом.

Пытаясь окончательно разобраться в вопросе, команда учёных во главе с Таннером Кэмпбеллом из Калифорнийского университета, применила для анализа обломка данные спектроскопии с наземных телескопов и заново в деталях проанализировала их траекторию. Их вывод звучит однозначно: «WE0913A является корпусом ракеты «Чанчжэн 3C» миссии Чанъэ-5T1».

Исследователи сравнили кривую блеска WE0913A — изменение его яркости с течением времени — с кривыми блеска тысяч гипотетических космических объектов, полученных с помощью компьютерного моделирования. И третья ступень «Чанчжэн» подошла наилучшим образом. В совокупности с траекторией движения по орбите это оставляет очень мало простора для сомнений.

Впрочем, сомнения всё-таки есть, и их причина - странный, двойной кратер, образовавшийся от столкновения. «Это первый раз, когда мы видим двойной кратер при столкновении с Луной. Мы знаем, что в случае с «Чаньэ» её удар пришелся почти прямо вниз, и чтобы получить эти два кратера примерно одинакового размера, вам нужны две примерно равные массы, которые находятся на расстоянии друг от друга» — заметил Кэмпбелл.

Загадочная масса на конце ступени слишком велика, чтобы быть просто стандартной приборной панелью (весом всего 27 килограмм). Ведь другой конец, с расположенными на нём двумя двигателями, весит не меньше 1090 килограмм. Такая конструкция просто не могла оставить после себя почти симметричный двойной кратер.

Но исследователи считают, что эти детали не влияют на главный вывод: «Очевидно, мы понятия не имеем, что это могло быть — возможно, какая-то дополнительная опорная конструкция, или дополнительное оборудование, или что-то еще. Вероятно, мы никогда не узнаем».

Стоит отметить, что по заявлению Китайского национального космического управления, верхняя ступень «Чанчжэн 3C» сгорела в атмосфере Земли вскоре после запуска. И лишь в прошлом году Космическое командование США внезапно заявило, что третья ступень «на самом деле никогда не возвращалась» на Землю.