На краю Солнечной системы: облако Оорта может оказаться активнее, чем считалось
Большой взрыв

На краю Солнечной системы: облако Оорта может оказаться активнее, чем считалось

14 ноября 2023 года, 11:33

Зачастую кометы или астероиды, посещающие окрестности нашей планеты, определяются астрономами как межзвездные. Но исследование, проведенное группой ученых под руководством Элоя Пенья-Асенсио из Университета Барселоны, показывает, что многие из этих космических тел на самом деле могут быть продуктами «возмущений» на границе Солнечной системы — в облаке Оорта. А значит, ученые долгое время недооценивали его активность.

Такие космические объекты, как 1I/Оумуамуа, посетивший Солнечную систему в 2017 году, или комета 2I/Borisov — двумя годами позднее, считаются пришельцами из межзвездного пространства. За миллиарды лет существования Земли метеориты бомбардировали ее поверхность несчетное количество раз. Но почему за всю историю не был найден ни один межзвездный метеорит? Быть может, они прилетают из места, расположенного к нам гораздо ближе?

На границе Солнечной системы находится облако Оорта — гипотетическая сферическая область на окраине Солнечной системы, состоящая из глыб льда, осколков астероидов и другого космического мусора. Инструментально существование этой сферы не подтверждено, но на ее существование указывают многие косвенные факты. Ранее считалось, что она ведет себя относительно спокойно, а какие-либо влияния на нее других тел незначительны. Но, видимо, это не так.

Испанские астрофизики проанализировали траекторию одного из кандидатов в «межзвездные мигранты» — астероида FH1, зарегистрированного финской сетью Fireball Network 23 октября 2022 года. Эта каменная глыба имела гиперболическую орбиту, лежащую в плоскости эклиптики, чересчур экзотичную, чтобы можно было без сомнений принять версию о ее происхождении из глубин космоса.

Зато гораздо правдоподобнее звучит предположение, что он вылетел из облака Оорта 70 тысяч лет назад, когда туда вторглась чужая звезда, известная как двойная система Шольца. Тогда она прошла всего лишь в 0,8 светового года от Солнца, но ученые считали, что в виду скоротечности и малой массы системы Шольца (всего 0,15 массы Солнца), эффект от ее появления был незначительным.

Необычность орбиты FH1 позволила совершенно по-новому взглянуть на последствия космического «вторжения». Применив те же методы анализа к шести другим гиперболическим метеорам, команда обнаружила, что четыре из них тоже, скорее всего, пожаловали из облака Оорта. А значит, чисто статистически, большинство похожих метеоров, вероятно, тоже не являются межзвездными.

Результаты исследования должны привести к переоценке данных наблюдений за всеми космическими «пришельцами», а также пересмотрению бытующих много десятилетий представлений об облаке Оорта как о «тихой провинции» Солнечной системы. Вероятно, «приветы» оттуда будут приходить еще неоднократно.