Астрономы заглянули вглубь одной из самых ярких планетарных туманностей в Галактике
Большой взрыв

14 ноября 2023 года, 12:46

Астрономы смогли заглянуть вглубь одной из самых ярких планетарных туманностей Млечного Пути. Сделать это удалось с помощью модернизированного спектрографа, установленного на телескопе Gemini North на Гавайях. Прибор также смог идентифицировать ряд химических элементов, обнаруженных внутри туманности.

Телескоп Gemini North, который является частью международной обсерватории Gemini, получил возможность заглядывать сквозь пыль глубоко внутрь туманностей с помощью своего нового прибора IGRINS-2. Он представляет собой спектрограф следующего поколения — модернизированную версию прибора IGRINS, пользующегося большим спросом и установленного на втором телескопе обсерватории Gemini South. IGRINS-2 работает в высоком разрешении в ближнем инфракрасном диапазоне длин волн света, невидимых человеческому глазу, в частности в диапазоне от 1,45 до 2,45 микрона.

С помощью нового прибора астрономы получили спектры одной из самых ярких планетарных туманностей NGC 7027, прозванной Драгоценным жуком или Жемчужиной жука, которая находится примерно в 3000 световых годах от Земли в созвездии Лебедя в Млечном Пути. Спектр показывает детали расширяющегося облака газа и пыли, которое звезда, подобная Солнцу, выбросила в конце своей жизни. Именно облако известно как планетарная туманность, и это название может вводить в заблуждение, поскольку оно не имеет ничего общего с планетами. IGRINS-2 идентифицировал в NGC 7027 такие химические элементы, как изотопы брома, гелия, железа, криптона и селена, а также большое количество молекулярного водорода.

В отличие от камер высокого разрешения, которые способны запечатлеть детали далеких звезд, галактик и туманностей, спектрографы точно анализируют спектр света, излучаемого этими объектами, раскрывая подробную информацию об их химическом составе. Распространение динамических газов NGC 7027 в окружающее пространство создает поразительный спектр, который способен увидеть только такой прибор, как IGRINS-2. По словам разработчиков, главная научная цель прибора — наблюдение за рождением молодых звезд в пыльной среде.

Обладая способностью видеть сквозь газ, пыль и другие непрозрачные материалы, IGRINS-2 также хорошо подходит для изучения коричневых карликов, экзопланет, межзвездной среды и эволюции галактик, отмечают ученые. Прибор не только способен видеть сквозь пыль, но и делает это с высоким разрешением, позволяя астрономам детализировать звездные атмосферы и структуры галактик.

После проведения первого наблюдения, специалисты начнут интегрировать IGRINS-2 с программным обеспечением и подсистемами Gemini North, процесс займет несколько месяцев. Затем персонал Gemini обучат техническому обслуживанию и эксплуатации прибора. IGRINS-2 будет доступен для использования широким астрономическим сообществом со второй половины 2024 года.