ЕКА выбрало три кандидата для реализации будущих научных программ
Проекты

ЕКА выбрало три кандидата для реализации будущих научных программ

10 ноября 2023 года, 15:05

Европейское космическое агентство (ЕКА) решает, какую научную программу реализовать следующей в середине 2030-х годов. Для этих целей уже отобраны три основные концепции. Окончательное решение агентство примет к середине 2026 года, выбрав один из проектов. Они совсем разные и каждый по-своему интересен и важен - один нацелен на изучение магнитосферы Земли, второй - Марса, а третий направлен на глубокий космос.

Программы среднего класса (или класса M) имеют решающее значение для Научной программы ЕКА, цель которой – предоставление наилучших инструментов для обеспечения дальнейшего участия Европы в исследовании космоса путем поощрения инноваций, поддержания служб запуска и эксплуатации космических аппаратов. В декабре 2021 года ЕКА объявило, что принимает предложения по проведению следующей миссии класса М, запуск которой запланирован на середину 2030-х годов.

В заявлении, опубликованном 8 ноября, говорится, что агентство выбрало из 27 предложений 3 концепции, которые могут быть реализованы. К ним относятся два аппарата M-MATISSE, плазменная обсерватория из семи космических аппаратов и спутник THESEUS. Ожидается, что окончательное решение ЕКА примет к середине 2026 года, выбрав только одного кандидата.

Проект M-MATISSE предполагает изучение Марса с помощью двух космических аппаратов, каждый из которых оснащен идентичным набором приборов для одновременного наблюдения из двух разных точек. В частности, M-MATISSE пролил бы свет на то, как солнечный ветер влияет на атмосферу, ионосферу и магнитосферу Марса – это ключевой аспект для того, чтобы оценить, насколько Красная планета пригодна для жизни, а также для понимания эволюции ее атмосферы и климата.

Плазменная обсерватория будет состоять из семи космических аппаратов для изучения среды электрически заряженных частиц (плазмы) вокруг Земли. Ее цель – узнать, как частицы получают энергию в космической плазме и какие процессы доминируют в переносе энергии и управляют взаимодействиями между различными регионами магнитосферной системы Земли. Плазменная обсерватория дополнит текущие и будущие программы ЕКА по изучению взаимодействия Солнца и Земли, чтобы получить новые данные о том, как солнечный ветер влияет на нашу планету, в конечном итоге позволив обезопасить людей и технологии от его воздействия.

THESEUS представляет собой несколько инструментов, которые изучат высокоэнергетические краткосрочные астрономические события. В частности, аппарат будет наблюдать за гамма-всплесками вблизи и вдалеке, а также охватывать широкий спектр научных исследований, от звездной астрофизики и влияния звездной активности на экзопланеты до физики процессов аккреции вещества и ускорения частиц.

Комитет по научной программе ЕКА также не оставил без внимания более крупный проект (категории L). Эксперты одобрили обновленную версию космического телескопа рентгеновского диапазона Athena. Разработанный для улавливания рентгеновского излучения, усовершенствованный аппарат NewAthena должен будет дать ученым новые знания практически во всех областях современной астрофизики. Начать работу с NewAthena ожидается в 2027 году, а запуск телескопа запланирован только через десять лет – в 2037 году.