Индийская станция «Адитья-L1» зафиксировала первую солнечную вспышку
На орбите

Индийская станция «Адитья-L1» зафиксировала первую солнечную вспышку

9 ноября 2023 года, 11:54

Запущенная в начале сентября индийская солнечная обсерватория «Адитья-L1» зафиксировала свою первую мощную вспышку на Солнце. Обнаружить «взрыв» позволил один из семи приборов, установленных на ее борту — рентгеновский спектрометр HEL1OS, который начал свою работу в тестовом режиме за два дня до этого.

Индийская организация космических исследований (ISRO) заявила во вторник, 7 ноября, что орбитальный рентгеновский спектрометр HEL1OS аппарата «Адитья-L1» зафиксировал мощный выброс энергии, вызванный солнечной вспышкой.

Ученые ввели прибор HEL1OS в эксплуатацию 27 октября, начав этап его тестирования. Два дня спустя, 29 октября, HEL1OS зафиксировал всплеск рентгеновской активности — характерный признак солнечной вспышки. Подтверждая наблюдение прибора, геостационарный оперативный экологический спутник GOES-18 Национального управления океанических и атмосферных исследований США также зафиксировал всплеск рентгеновского излучения. Однако, несмотря на то, что HEL1OS уже выполняет наблюдения, прибор все еще не работает в полную меру — его продолжают настраивать и регулировать.

«Адитья-L1», как следует из ее названия, находится на гало-орбите вокруг точки Лагранжа L1 системы Солнце—Земля, которая находится примерно в 1,5 миллиона километров от нашей планеты. Это место гравитационно стабильно, что позволяет аппарату оставаться на одном и том же месте, не расходуя много топлива. Кроме того, это идеальное место для наблюдения за Солнцем, поскольку аппарат может находиться почти в неподвижном положении относительно Земли и Солнца и беспрепятственно наблюдать за светилом. Такая позиция предпочтительнее для исследования солнечной активности и ее влияния на космическую погоду в режиме реального времени. В этой же точке находится Солнечная и гелиосферная обсерватория SOHO — совместный проект Европейского космического агентства и NASA для наблюдения за Солнцем.

Зонд несет семь научных приборов, которые предназначены для наблюдения за фотосферой, хромосферой и солнечной короной с помощью детекторов электромагнитных полей, частиц и магнитного поля. Ожидается, что эти приборы помогут ученым лучше понимать проблемы коронального нагрева, выброса корональной массы, активности солнечных вспышек и динамики космической погоды.

Один из таких приборов — HEL1OS, который специализируется на обнаружении рентгеновского излучения от солнечных вспышек. С помощью этого инструмента ученые надеются понять, как высокоэнергетические выбросы вспышек на Солнце связаны с электронами и другими частицами.