Boeing передумала создавать конкурента для спутниковой группировки Starlink
Американская компания Boeing отказалась от своей лицензии на орбитальную спутниковую группировку из 147 аппаратов спустя менее чем два года после ее получения. За это крупной корпорации пришлось заплатить штраф в размере 2,2 миллиона долларов. Теперь Boeing собирается сфокусироваться на более перспективных проектах.
«Мы приняли стратегическое бизнес-решение относительно распределения нашего бюджета. Федеральная комиссия по связи (FCC) была проинформирована об этом в прошлом месяце, мы оплатили связанные с этим лицензионные обязательства», — сказала вице-президент Boeing Space Mission Systems Мишель Паркер вв интервью изданию Aerospace DAILY. 12 октября FCC официально аннулировала лицензию Boeing. Корпорации пришлось выплатить компенсацию ведомству в размере 2,2 миллиона долларов.
Boeing была одной из десятков компаний, которые подали заявки в FCC и получили лицензию на эксплуатацию спутниковых группировок на средней и низкой околоземных орбитах. Среди них в том числе была и глобальная спутниковая интернет-система Starlink от компании SpaceX. В ноябре 2021 года FCC выдала Boeing лицензию на работу спутниковой группировки V-диапазона из 147 аппаратов. Вскоре компания подала запрос на ее расширение до более чем 5000 спутников.
Спутники V-диапазона используют частоты 40 ГГц – 75 ГГц с длиной волны 7,5-4 мм. Этот диапазон радиорелейных систем появился сравнительно недавно. Ранее использовались более традиционные Ku-диапазон (12-18 ГГц, длина волны — 2,5-1,67 см) и Ka-диапазон (26-40 ГГц, длина волны — 11,1-7,5 мм). Именно в таких диапазонах работает и первое поколение спутников Starlink. Однако уже со второго поколения (Starlink 2.0) аппараты перешли в V-диапазон.
В своей первоначальной заявке Boeing просила FCC отменить требование о том, что операторы должны развернуть 50% своих группировок в течение шести лет после получения лицензии. Компания запросила разрешение на запуск пяти спутников в течение шести лет, а остальной группировки — в течение 12 лет. FCC отклонила запрос, оставив требование к Boeing на запуск первой половины своей группировки к ноябрю 2027 года.
В сентябре 2022 года Boeing запустила спутник-демонстратор Varuna, который доставила на низкую околоземную орбиту ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX. «Наш тестовый запуск спутника в V-диапазоне позволил получить ценные данные и знания. Мы уверены, что V-диапазон когда-нибудь будет коммерчески привлекателен, поскольку глобальный спрос на спутниковую широкополосную связь продолжает расти», — сказала Паркер.
Тем не менее, она отметила, что компания на данный не готова уделять большое внимание созданию подобной группировки спутников. «Boeing постоянно оценивает использование своих возможностей в соответствии с бизнес-целями и отраслевыми нормативами. В настоящее время мы уделяем приоритетное внимание более перспективным проектам с быстрым развитием», — добавила представитель компании.
В частности, Boeing работает над созданием частично многоразового космического корабля Starliner для NASA, запуск которого состоится не ранее середины апреля 2024 года. Аппарат должен будет отправить на Международную космическую станцию двоих астронавтов и вернуть их обратно на Землю.