Blue Origin презентовала грузовой посадочный модуль Blue Moon для полета на Луну
Компания Blue Origin представила макет своего нового грузового посадочного модуля Blue Moon Mark 1 (MK1), который, как утверждается, позволит доставлять до трех тонн полезной нагрузки «в любую точку поверхности Луны». В пятницу, 27 октября, с дизайном MK1 ознакомился директор NASA Билл Нельсон, который посетил завод компании в Хантсвилле штата Алабама и остался под большим впечатлением. Планируется, что спускаемый аппарат будет выводиться на орбиту с помощью тяжелой ракеты-носителя New Glenn, которая, впрочем, находится в стадии разработки еще с 2012 года.
Как заверили в Blue Origin, посадочный модуль Blue Moon будет готов к полету на Луну через три года. Он обеспечит доставку трех тонн грузов в любую точку естественного спутника Земли, а точность его посадки составит до 100 метров. Запускать Mark 1 планируется с помощью проектируемой двухступенчатой тяжелой ракеты-носителя New Glenn под обтекателем высотой семь метров, однако ее первый испытательный полет ожидается лишь в конце следующего года. «Blue Moon Mark 1 — это одноразовый лунный грузовой спускаемый аппарат, который обеспечит безопасный, надежный и экономичный доступ к лунной среде», — говорится на сайте компании.
После создания Mark 1 инженеры и конструкторы фирмы приступят к строительству его более крупного преемника — пилотируемого посадочного модуля Mark 2, который будет доставлять на поверхность Луны уже не грузы, а экипажи. Реализацией данных проектов Blue Origin занимается по договоренности с NASA, которое в мае выбрало компанию в качестве своего второго подрядчика по высадке экипажей на Луну наряду со SpaceX. «Мы создаем наши посадочные модули, такие как Mark 1 и Mark 2, чтобы обеспечить возможность глобальной посадки на Луну днем или ночью», — подчеркнул старший вице-президент Blue Origin по лунным перевозкам Джон Кулурис.
Дизайн грузового посадочного модуля Mark 1 был представлен директору NASA в пятницу, 27 октября. «Впечатляющий визит на завод по производству двигателей Blue Origin в Хантсвилле! NASA гордится партнерством с Blue Origin, особенно в рамках лунной посадочной системы Blue Moon, которая поможет поддерживать пребывание астронавтов на Луне, прежде чем мы отправимся на Марс», — заявил Нельсон по итогам визита.
Согласно контракту между Blue Origin и NASA, предполагающему создание лунной посадочной системы Human Landing System (HLS) стоимостью 3,4 миллиарда долларов, фирма Джеффа Безоса будет отвечать за транспортировку астронавтов с проектируемой космической станции Lunar Gateway, которая расположится на окололунной орбите, на поверхность спутника Земли и обратно. Эту миссию планируют реализовывать в рамках пятого этапа программы «Артемида» Artemis V, старт которого намечен на 2029 год, но, скорее всего, будет перенесен на 2030-е годы.
Архитектура производимой Blue Origin системы Human Landing System аналогична архитектуре Starship HLS от SpaceX в том смысле, что она также требует дозаправки в космосе. Однако если Blue Moon использует жидкий водород в качестве топлива, то космический корабль SpaceX сжигает жидкий метан. В то же время для каждого полета посадочного модуля Mark 2 компании придется осуществлять по три запуска новой ракеты New Glenn: один для отправки посадочного модуля на орбиту, а остальные два — для доставки деталей для буксира-заправщика компании Lockheed Martin, предназначенного для заполнения баков спускаемого аппарата на окололунной орбите.
Впрочем, прежде чем NASA отправит астронавтов на борт Blue Moon или Starship, обеим фирмам еще предстоит доказать, что их посадочные модули способны безопасно прилуниться на спутнике Земли. В минувшую пятницу компания Безоса сделала первый шаг в этом направлении, объявив о планах запустить демонстрационный спускаемый аппарат MK1-SN001: его задача — испытать основные системы лендера, включая двигатель BE-7, криогенную топливную систему, двигатели ориентации, авионику и связь. Если все пройдет успешно, то Blue Origin выведет на орбиту следующий аппарат MK1-SN002 — уже с полезной нагрузкой. Оба полета планируются не позднее 2026 года.
В настоящее время Blue Origin работает над технологией по обеспечению точной посадки на Луну, которая является одним из требований NASA в рамках проекта по разработке HLS. «Мы используем лидарную навигацию по рельефу местности, чтобы получить эту возможность днем и ночью при поиске ориентиров», — объяснил Джон Кулурис. По его словам, испытания навигационных датчиков во время посадок ракеты New Shepard показали, что их можно использовать для приземления с точностью до «однозначных метров».