Самарские ученые создали космический «градусник» для орбитальной лаборатории
Проекты

Самарские ученые создали космический «градусник» для орбитальной лаборатории

20 октября 2023 года, 09:44

Ученые Самарского университета имени Королева изготовили и испытали специальный прибор высокоточного измерения температуры. С его помощью на космическом аппарате «Бион-М» №2 будет отслеживаться состояние контейнеров с грибами, бактериями и другими биологическими объектами. Деталями поделилась пресс-служба научно-образовательного учреждения.

На борту нового «Биона-М» в 2024 году в космос будет на месяц отправлен целый «мини-зоопарк»: мыши, мухи-дрозофилы, грибы, бактерии и даже отдельные клеточные ткани. Его целью станет оценка воздействия невесомости и сильной космической радиации на живые организмы — на системном, органном, клеточном и молекулярном уровнях при пролете космического аппарата вне радиационных поясов Земли. Данный проект является частью программы подготовки к созданию высокоширотной Российской орбитальной станции (РОС), которая разместится почти на той же орбите — 400 километров.

Для контейнеров с бактериями и грибами, размещенными на внешней поверхности спутника (кроме контейнеров с мышами и мухами, которые размещаются внутри спускаемого аппарата), обычный градусник не подходит. Наблюдения будет обеспечивать многоканальный регистратор температур (или МРТ-2), полностью собранный из отечественных электронных комплектующих и, как уверяют его создатели, не имеющий аналогов в России или за рубежом.

«Работы по созданию научной аппаратуры МРТ-2 полностью завершены, аппаратура успешно прошла запланированный цикл наземных испытаний и готова к отправке для окончательной сборки в составе "Биона-М" №2. Это система постоянного контроля температурного режима в определенных точках конструкции контейнеров с биологическими объектами», — рассказала ведущий научный сотрудник НИИ проблем моделирования и управления Любовь Курганская.

Ученые университета напоминают, что похожий эксперимент с использованием разработанного ими прибора по измерению температуры МРТ-1 уже был реализован на запущенном в 2014 году космическом аппарате «Фотон-М» № 4. В сравнении с предшественником девятилетней давности МРТ-2 не только более точен, но и гораздо лучше защищен от воздействия радиации, выводящей из строя электронику.

Прибор будет вести своего рода «температурный дневник», фиксируя данные в широком диапазоне — от минус 150 до плюс 150 градусов по Цельсию. Всего у «градусника» целых 28 отдельных каналов измерения температуры, которые дублируют и «перепроверяют» друг друга. Программное обеспечение, как и техническая «начинка», тоже полностью отечественные.

Наземные комплексные испытания МРТ-2 в составе собранного «Биона-М» должны состояться в марте 2024 года. Учитывая, что это далеко не последний аппарат своего класса в планах Роскосмоса, вероятно, МРТ станет одним из постоянных научных компонентов на борту российских обитаемых спутников.