Обнаружена сверхновая необычного типа в 130 миллионах световых лет от Земли
Большой взрыв

Обнаружена сверхновая необычного типа в 130 миллионах световых лет от Земли

18 октября 2023 года, 12:56

Астрономы обнаружили сверхновую с ультракоротким импульсом под названием SN 2021agco в галактике UGC 3855. Это самый близкий к Земле объект подобного типа. Сделать открытие позволил телескоп HMT в обсерватории «Синмин» в Китае.

Сверхновая SN 2021agco была обнаружена в спиральной галактике UGC 3855, расположенной в созвездии Рысь на расстоянии около 130 миллионов световых лет от Земли и примерно в 15 600 световых годах от центра галактики. Сверхновая развивалась очень быстро, достигнув пика всего через 2,4 дня после взрыва.

Дальнейшее исследование группы астрономов во главе с Шэнью Яном из Университета Цинхуа в Пекине показало, что масса выброса SN 2021agco составила около 0,26 солнечной массы, а кинетическая энергия сверхновой, по расчетам, была на уровне 95,7 квиндециллиона эрг. Ученые подсчитали, что звезда-прародитель SN 2021agco имела оболочку радиусом около 78,4 солнечного радиуса, массу 0,1 массы Солнца и энергию выброса 89,3 квиндециллиона эрг. Это говорит о том, что родительская звезда потеряла значительную массу, и большая часть ее внешнего слоя была сброшена перед взрывом.

Основываясь на полученных результатах, исследователи классифицировали SN 2021agco как ультракороткую сверхновую типа lb — самый близкий к Земле из подобных объектов. Сами по себе сверхновые — это мощные и яркие взрывы звезд, которые делятся на две группы в зависимости от их атомных спектров: тип I и тип II. В спектрах типа I отсутствует водород, в то время как у SNE типа II наблюдаются спектральные линии водорода.

У сверхновых типа Ib происходит разрушение ядра без оболочки. Они образуются, когда массивная звезда, лишенная внешней оболочки из водорода, коллапсирует под действием собственной гравитации. Более того, астрономы также различают сверхновые с ультракороткой оболочкой, спектральные особенности которых похожи на характеристики SNe Ib/Ic, но значительно слабее.

Наблюдения также раскрыли некоторую информацию о свойствах «хозяина» сверхновой — галактики UGC 3855. Астрономы обнаружили, что ее возраст составляет приблизительно 10,6 миллиарда лет, вес — около 2,6 миллиарда солнечных масс. Кроме того, она имеет относительно низкую скорость звездообразования — около 0,2 солнечной массы в год.