С рюкзаком на орбиту: как туристу отправиться в космос
Космический туризм из фантастики превратился в реальность, однако доступно такое дорогостоящее «развлечение» далеко не всем. Три путешественника готовятся полететь к границе космоса в пятницу на космоплане VSS Unity компании Virgin Galactic. Издание Pro Космос выяснило, как сегодня можно отправиться в космическое путешествие, сколько это стоит и когда космический туризм станет доступен не только миллионерам.
Первые туристы в космосе
Все началось в 2001 году, когда госкорпорация «Роскосмос» вместе с американской компанией Space Adventures организовала первый полет полноценного космического туриста. Им стал американец Деннис Тито, совершивший полет на космическом корабле «Союз». За свое путешествие и почетное звание первого в истории космического туриста в придачу, он отдал 20 миллионов долларов. Тито провел на орбите неделю и облетел Землю 128 раз.
После первого удачного опыта, Роскосмос и Space Adventures продолжили предоставлять дорогостоящие услуги по отправке путешественников в космос. После Тито на орбиту летали бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт в 2002 году и Грегори Олсен в 2005 году. После них, в 2006 году, МКС посетила первая космическая туристка – американка иранского происхождения Аноуше Ансари. Каждый из них заплатил за свои «путевки» около 20 миллионов долларов.
Пятым по счету в качестве туриста в космос полетел один из основателей компании Microsoft, американец Чарльз Симони. Всего он побывал на МКС дважды – в составе 12-й экспедиции в 2007 году и в составе 16-й экспедиции в 2009 году. За полет Симони в первый раз заплатил 25 миллионов долларов, а во второй – 35 миллионов долларов.
Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот, который отправился в полет в 2008 году. Он был первым космическим туристом, который выполнял научные эксперименты по заказам коммерческих организаций. В том числе, он выращивал белковые кристаллы. За свое космическое путешествие он заплатил около 30 миллионов долларов. Седьмым туристом, который отправился в космос, стал бывший владелец «Цирка Дю Солей» канадец Ги Лалиберте в 2009 году. Его полет обошелся примерно в 40 миллионов долларов.
Путешествия поставили на паузу
В 2011 году, после завершения американской пилотируемой программы Space Shuttle, Россия приостановила отправку космических туристов на МКС. Другой причиной был недостаток места на МКС для частных путешественников.
В 2015 году появилась возможность отправить одного космического туриста на «Союзе». В качестве восьмого в истории космического туриста рассматривалась британская певица Сара Брайтман. Она прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке под Москвой, но за несколько месяцев до предполагаемого полета отказалась от него по семейным обстоятельствам. Тогда вместо нее полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.
В 2019 году Роскосмос вновь подписал контракт со Space Adventures для полета двух туристов — японского мультимиллионера Юсаку Маэдзава и его помощника Ёдзо Хирано. Путешествие обошлось им в 80 млн долларов. Они отправились на МКС в декабре 2021 года на корабле «Союз МС-20» вместе с российским космонавтом Александром Мисуркиным, их экспедиция длилась 12 дней. Они стали первыми туристами за 12 лет, полетевшими в космос на российском аппарате.
Тоже космос, но не совсем
Параллельно с реальными космическими полетами развивается направление суборбитальных полетов. Это тоже считается космическим туризмом, поскольку во время таких полетов космический корабль преодолевает границу космоса, которая начинается на высоте в 100 км над уровнем моря. Таким образом вы не попадете на околоземную орбиту, но испытываете состояние невесомости. Суборбитальные полеты стоят дешевле, и они гораздо проще в реализации – как минимум, путешественникам не нужна длительная подготовка и изнурительные тренировки.
Сейчас на рынке космического туризма есть несколько основных компаний, которые предлагают свои услуги – это Virgin Galactic, SpaceX и Blue Origin. Некоторые из них могут доставить вас на МКС, однако чаще всего предлагают отправиться именно в суборбитальный полет.
Придется отстоять очередь
Американская Virgin Galactic предлагает коммерческие суборбитальные полеты для туристов на борту своих кораблей SpaceShipTwo и SpaceShipThree. Компания провела свой первый полноценный туристический полет в августе. На борту корабля Unity находилось три туриста – участник Олимпийских игр-1972 Джон Гудвин и победительницы конкурса некоммерческой организации Space for Humanity – Кейша Шахафф и ее дочь Анастейша Майерс. Их сопровождала астронавт-инструктор Бет Мозес, а управляли Unity два пилота.
Теперь проводить полеты Virgin Galactic планирует каждый месяц. Купить билеты может любой желающий за 450 тысяч долларов. За эту сумму пассажиры смогут увидеть Землю из космоса и ощутить состояние невесомости. Это немало, но явно дешевле, чем миллионы долларов, которые отдали за свое путешествие предыдущие космические туристы. В стоимость также входит пятидневная программа тренировок. Желающих много – по заявлению компании, своей очереди ждут как минимум 800 человек. Ожидается, что стартов станет больше после 2026 года, когда будет введен в эксплуатацию первый из новых космопланов компании класса «Дельта». По словам представителей компании, он будет рассчитан на полеты с частотой не более одного раза в неделю.
Следующий суборбитальный полет запланирован на 6 октября. Для компании это будет четвертая коммерческая миссия, пятый суборбитальный полет в этом году и девятый суборбитальный на сегодня в общей сложности. В ходе предстоящей миссии Galactic 04 в «космическое путешествие» отправятся три туриста – британский продюсер в сфере рекламы Тревор Битти, американский предприниматель в сфере недвижимости Рон Розано и пакистанская путешественница Намира Салим. Известно, что Тревор Битти купил билет на борт VSS Unity более 15 лет назад. Сопровождать их будет несколько членов экипажа: управлять ракетопланом будут Келли Лэтимер и Фредерик Уилфорд («СиДжей») Стеркоу, а пилотирование самолета-носителя возьмут на себя Никола Печиле и Джамиль Джанджуа. Сопровождать туристов в кабине космоплана будет инструктор Бет Мозес.
До «границы» и обратно
Частная компания Blue Origin принадлежит миллиардеру и основателю Amazon Джеф и, как Virgin Galactic, занимается суборбитальными полетами. Первым, кто отправился в такое путешествие на корабле New Shepard стал сам Безос в июле 2021 года. Вместе с ним на борту был его брат Марк, 82-летняя Уолли Фанк и 18-летний Оливер Дэймен.
Известно, что один из билетов на свободное место продали с аукциона за 28 миллионов долларов. С момента запуска было совершено несколько таких рейсов с туристами на борту. Точная цена полета не разглашается, но приблизительно она составляет около 1 миллиона долларов с человека.
Для туристических полетов Blue Origin использует систему вертикального взлета и посадки, которая состоит из одноступенчатой ракеты-носителя и герметичной пассажирской капсулы. Капсула New Shepard рассчитана на шесть человек, каждый из которых имеет возможность рассматривать происходящее за бортом в огромное прямоугольное окно.
Blue Origin не собирается останавливаться на достигнутом и хочет идти дальше. Предполагается, что ракета New Glenn, которую компания разрабатывает, будет использоваться для космического туризма и вполне может доставлять путешественников не только на «границу космоса», но и на орбиту. Как и суборбитальная New Shepard, первая ступень New Glenn изначально проектируется так, чтобы быть многоразовой, чтобы выполнить эту задачу.
SpaceX не отстает
Компания самого богатого человека в мире – Илона Маска, SpaceX была первой частной компанией, которая отправила космический корабль с туристами на Международную космическую станцию в 2022 году, а до этого – в 2021 году, успешно запустила в космос экипаж, полностью состоящий из космических туристов, который провел на орбите три дня. Сколько стоило их путешествие – неизвестно. SpaceX не разглашает стоимость своих услуг, однако известно, что с помощью ее ракеты Falcon 9 и корабля Crew Dragon другая компания – Axiom Space, может отправить туриста на МКС за 55 миллионов долларов.
В ходе следующей коммерческой миссии Axiom-3, запланированной не раньше января 2024 года, на МКС отправятся четыре частных астронавта, которых также можно отнести к космическим туристам. В состав экипажа войдет главный астронавт Axiom Space и бывший астронавт NASA Майкл Лопес-Алегриа, полковник ВВС Италии Вальтер Вилладеи, первый турецкий астронавт Альпер Гезеравджы и резервный астронавт Европейского космического агентства, швед Маркус Вандт. Они пробудут на станции две недели.
Несмотря на то, что большая часть работы SpaceX связана с коммерческими и государственными контрактами по выколупал орбиту спутников, компания работает над тем, чтобы и дальше отправлять в космос «путешественников» – не только с помощью Axiom Space, но и своими силами.
России есть, что предложить
В России с 2020 года космическим туризмом занимается компания «Главкосмос», которая входит в Роскосмос. Известно, что она заключила соглашение о двух коммерческих полетах на «Союзах», которые могут состояться в 2024 году и продолжает вести переговоры об отправке туристов в космос. Компания не разглашает стоимость своих услуг, однако из открытых источников известно, что стоимость полета на МКС с помощью космического корабля «Союз» оценивается примерно в 50 миллионов долларов.
В октябре 2021 года компания отправила на МКС съемочную группу для первых в истории съемок художественного фильма в космосе. На корабле «Союз» полет совершили кинорежиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд. Однако назвать их космическими туристами можно с натяжкой, поскольку они скорее выполняли свою работу и не платили за полет самостоятельно. Точно так же в 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил орбитальную станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Его подготовку и полет оплачивала телерадиокомпания.
Есть куда стремиться
По мнению научного сотрудника кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Сарафанова, космический туризм остается в зачаточном состоянии, и предстоит выполнить еще немало работы, чтобы сделать его массовым. «Существующие суборбитальные компании все еще настраивают ракеты-носители и увеличивают частоту запуска, чтобы приблизиться к регулярным полетам, в то время как новые компании ждут одобрения Федерального управления гражданской авиации США, чтобы начать свою деятельность. При этом, спрос на космические путешествия растет, и ожидается, что он будет продолжать расти с годовым темпом роста 40,2% с 2023 по 2030 год», - рассказал наш собеседник.
По прогнозу UBS, к 2030 году объем рынка космического туризма достигнет 3 млрд долларов. «Ожидается, что разработка новых космических технологий, которые снизят стоимость космических туров и полетов, будет стимулировать глобальную индустрию космического туризма. Рынок космического туризма расширился на 18,6% в год с 2018 по 2022 годы. В развитие индустрии космического туризма во всем мире вкладываются большие инвестиции», - отметила научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасия Сарафанова.
Придется снизить цены
Действительно, чтобы космический туризм стал более массовым, пользовался популярностью и приносил прибыль, компаниям, чтобы заинтересовать клиентов, придется снизить цену полета до цены билета на самолет бизнес-класса или даже ниже.
«Очевидно, что стоимость подобного рода туристического полета не располагает к его «массовости», в привычном смысле этого слова, - подчеркнул Александр Сарафанов. - Однако само появление подобных услуг обусловлено спросом и интересом принять участие в космическом путешествии. В то время как традиционный роскошный отдых на Земле может предложить развлечения и приятное времяпрепровождение, космический туризм предлагает преобразующий опыт, который может изменить точку зрения человека и его понимание мира».
В первую очередь, многое будет зависеть от наличия технологий и возможности удовлетворять спрос, считают эксперты. «Аппаратное обеспечение, топливо, логистика и ряд других факторов могут резко увеличить расходы, - считает Анастасия Сарафанова. - Но технологические прорывы, такие как возможность повторного использования, привели к гораздо более конкурентоспособным ценам. Однако, несмотря на обширные прогнозы, космический туризм, вероятно, останется лишь незначительной частью коммерческого освоения космоса».