«Наблюдения» зонда Parker поставили под сомнение существование молний на Венере
Наука

«Наблюдения» зонда Parker поставили под сомнение существование молний на Венере

4 октября 2023 года, 13:46

Венера имеет плотную атмосферу толщиной около 250 километров, которая постепенно переходит из газообразного состояния у поверхности планеты в жидкое. При этом в ее атмосфере периодически возникают вспышки неизвестного происхождения. Считается, что это молнии, но новое исследование астрофизиков из Колорадского университета в Боулдере ставит под сомнение это утверждение.

Чтобы исследовать суровую атмосферу Венеры, исследователи обратились к солнечному зонду NASA Parker, запущенному в 2018 году для исследования солнечной короны и солнечного ветра. В феврале 2021 года аппарат облетел Венеру на расстоянии почти 2,5 тысячи километров и его приборы зафиксировали десятки низкочастотных электромагнитных волн (их также называют «атмосферики») —импульсы энергии, которые, по крайней мере на Земле, могут быть вызваны ударами молнии.

Такой вывод был сделан, поскольку зафиксированные волны были направлены в другую сторону: вместо того, чтобы уноситься в космос, как это происходит при грозовых штормах, они направлялись вниз, к поверхности планеты. Это говорит о том, что молния — не основная причина этих электрических импульсов. Это не значит, что на Венере нет молний, но «атмосферики», которые улавливаются пролетающими космическими аппаратами, по-видимому, вызваны другими явлениями. По мнению исследователей, вызывать их могут определенные процессы в слабых магнитных полях, которые окружают планету.

Полученные результаты соответствуют другому исследованию команды ученых под руководством Марка Пулупа из Калифорнийского университета в Беркли от 2021 года, в ходе которого на Венере не удалось обнаружить радиоволны, генерируемые ударами молнии.

Большая часть споров вокруг молний началась после 1978 года, когда космический аппарат NASA Pioneer Venus вышел на орбиту вокруг Венеры. Почти сразу же космический аппарат начал улавливать импульсы в сотнях километров над поверхностью планеты. Ученым эти явления напомнили молнии. Подобные волны зафиксировали также на Сатурне и Юпитере.

Авторы работы считают, что солнечный зонд Parker позволит ученым окончательно разрешить спор. Предполагается, что космический аппарат за все время своей работы облетит Венеру семь раз (это позволяет ему все ближе и ближе подбираться к Солнцу). В 2021 году, во время своего четвертого такого маневра, зонд подошел максимально близко к Венере. Следующий шанс узнать новые данные о планете ученые получат в ноябре 2024 года, когда Parker совершит свой последний облет Венеры, опустившись менее чем на 400 километров над поверхностью, задев верхнюю часть «густой» атмосферы планеты.

Ранее научные сотрудники Стэнфордского университета в своем исследовании предположили, что молнии в атмосфере Венеры могут быть вызваны мелкими и многочисленными метеороидами, падающими сквозь тяжелую и плотную атмосферу Венеры.