Ученые нашли причину вспышек в атмосфере Венеры: дело не в ударах молний
Наука

Ученые нашли причину вспышек в атмосфере Венеры: дело не в ударах молний

14 сентября 2023 года, 09:33

С самого начала наблюдений Венеры ученые фиксировали в ее атмосфере многочисленные и очень яркие вспышки. Зная экстремальные условия этой планеты, большинство астрономов предполагало, что это — результаты ударов мощнейших молний. Но новое исследование аргументированно доказывает иную версию событий.

Научные сотрудники Стэнфордского университета отметили, что молнии в атмосфере Венеры «либо повсеместны, либо редки, либо вообще отсутствуют, в зависимости от того, как интерпретировать различные наблюдения». Чтобы разобраться в столь противоречивой информации, ученые систематизировали проведенные ранее исследования и их особенности, вызванные применением того или иного оборудования.

На протяжении десятилетий астрономы использовали для поиска венерианских молний магнитометры, радиоприемники и оптические камеры. В ходе двух оптических съемок (с орбитального аппарата «Акацуки» и телескопа на горе Бигелоу в Аризоне) удалось даже зафиксировать несколько вспышек на длине волны 777 нм, которые, несмотря на явные метеоритные признаки, были сразу же идентифицированы как молнии. Но справедливо ли?

«Этот вывод частично основан на статистической маловероятности того, что такое большое количество метеоров способно производить столь энергичные вспышки. Это, в свою очередь, основано на предположении, что лишь малая доля (меньше 1%) оптической энергии метеора излучается при длине волны 777 нм», — замечают исследователи.

Ученые из Стэнфорда обратились к наблюдениям за земными метеорами и провели серию аналоговых экспериментов, благодаря чему пришли к однозначному выводу: от метеоров следует ожидать гораздо более высокого коэффициента преобразования — около 5-10%. Следовательно, наблюдаемые вспышки могли быть вызваны более мелкими и многочисленными метеороидами, падающими сквозь тяжелую и плотную атмосферу Венеры.

Изучение венерианской атмосферы особенно важно на фоне возрождения интереса к этой планете — в течение следующих двух десятилетий на нее отправится несколько аппаратов, в том числе российская «Венера-Д». «Молния представляет потенциальный риск для будущих миссий, поскольку может парить в слоях облаков примерно в 50-70 км над поверхностью [Венеры]», — подчеркивают астрономы.

Впрочем, согласно исследованию, молнии слишком редки, чтобы представлять серьезную опасность для космических аппаратов, которые проходят сквозь облака Венеры или находятся в них. «Аналогичным образом небольшие метеороиды сгорают на высотах около 100 км, что примерно в два раза выше облаков, а значит, они также не представляют опасности», — резюмировали ученые. Иными словами, грядущие исследовательские миссии на Венеру будут в большей безопасности, чем предполагалось ранее.