Российские космонавты приступили к выполнению научной программы 70-й экспедиции на МКС
Наука

2 октября 2023 года, 11:11

В конце сентября находящиеся на МКС космонавты Роскосмоса Олег Кононенко, Николай Чуб и Константин Борисов приступили к выполнению научной программы 70-й экспедиции. По традиции, она верстается на полгода. Эта программа предусматривает проведение четырех новых и продолжение 43 российских и совместных научных экспериментов.

Российская научная программа МКС включает в себя подготовку и проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований по следующим направлениям:

1. изучения различных физических и химических процессов в условиях микрогравитации;
  2. в области космического материаловедения — исследования для получения новых материалов и веществ с недостижимыми или труднодостижимыми в наземных условиях свойствами;
  3. изучения физических процессов, происходящих на поверхности, атмосфере и ионосфере Земли, изучение ближнего и дальнего космоса;
  4. решения фундаментальных проблем в области науки о жизни;
  5. изучения особенностей жизнедеятельности живых организмов (животные, растения, микроорганизмы, клетки) в условиях космического полета;
  6. изучения особенностей регенерации органов и тканей, межклеточных взаимодействий.

Все запланированные в Программе на 70-ю экспедицию эксперименты и работы научно-поискового и фундаментального характера распределены по шести тематическим направлениям:

1. Космическая биология и физиология — 18
  2. Космическое материаловедение — 4
  3. Исследования Земли из космоса — 4
  4. Физика космических лучей — 2
  5. Технология освоения космического пространства — 11
  6. Практические задачи и образовательные мероприятия — 8

Не надо думать, что 47 экспериментов на полгода — это мало. На самом деле, надо учитывать, что многие эксперименты идут непрерывно месяцы и даже годы и требуют постоянного или периодического участия космонавтов. Некоторые проводятся по графику: в начале, в середине и в конце полета для набора статистических данных по параметрам работы какого-либо органа космонавта, например, зрения или мышечной массы. Некоторые требуют долгой подготовки и тщательной наладки аппаратуры. Кроме того, космонавты от научной деятельности отвлекаются еще на прием экспедиций посещения, разгрузку и заполнение отходами грузовых кораблей «Прогресс МС», а также на работы в открытом космосе и на ежедневную, по два часа, физкультуру. Ну и, конечно, ремонт и обслуживание систем российского сегмента МКС занимает с каждым годом все больше и больше времени. Ведь техника стареет даже быстрее, чем люди, и требует лечения.

Тем не менее программа научных исследований и экспериментов 70-й экспедиции на 180 дней полета предусматривает проведение 468 сеансов работы общей продолжительностью 630 часов 10 мин.

Для выполнения экспериментов на борту МКС сейчас находится 84 наименования научной аппаратуры и оборудования из состава комплекса целевых нагрузок, в состав которых входит более 663 функциональных блоков, модулей и укладок общей массой 2261 кг. Причем российское научное оборудование находится не только на российском сегменте. Например, в японском модуле «Кибо» американского сегмента МКС на аппаратуре «JAXA-PCG» планируется проведение эксперимента «Кристаллизатор» по получению кристаллов протеинов. Укладки для этого эксперимента будут доставлены на МКС на грузовике «Прогресс МС-26» в феврале следующего года, а результаты возвращены на «Союзе МС-24» в марте. В европейском модуле «Колумбус», но на российском оборудовании массой 169 кг, продолжится эксперимент «Плазменный кристалл» по изучению процессов формирования упорядоченных структур заряженных твердых макрочастиц в плазме газового разряда в условиях микро-гравитации. А российский эксперимент «EarthKAM» по фотосъемке с борта МКС участков поверхности Земли с высоким разрешением по запросам учащихся образовательных учреждений реализуется из модулей «Дестини», «Node1», «Node2» американского сегмента и служебного модуля российского сегмента МКС.

Для выполнения научной программы в течение 70-й экспедиции на «Прогрессах МС-25 и 26», а также на «Союзе МС-25» на МКС планируется доставить 243,1 кг грузов.

Участие в реализации программы принимают различные предприятия и организации, которые занимаются постановкой экспериментов, и разработчики бортовой научной аппаратуры. Головными предприятиями по выполнению научной программы являются:

1. по разработке пилотируемого космического комплекса — РКК «Энергия»;
  2. по подготовке экипажей к проведению космических экспериментов — НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина;
  3. по медицинскому обеспечению космических полетов — ГНЦ РФ — ИМБП РАН;
  4. по программно-технической поддержке управления полетом РС МКС и бортовой научной аппаратурой, а также по баллистическому обеспечению экспериментов, по первичной обработке телеметрической информации, сбору, передаче и хранению научной информации и сопроводительных данных — ЦУП ЦНИИмаш.

Всего в подготовке и выполнении экспериментов программы в период экспедиции МКС-70 принимают участие 17 организаций-постановщиков экспериментов и 20 организаций-разработчиков и изготовителей аппаратуры, не только из России, но и из Белоруссии.

Таким образом, становится ясно, что космонавты летают по орбите не для того, чтобы просто летать и ставить рекорды. Они летают, прежде всего, для того, чтобы продвигать отечественную науку, используя условия, которых нет на Земле. О наиболее приоритетных и интересных экспериментах мы будем рассказывать в течение всего полета 70-й экспедиции.