Комбуча на Марсе? Или «Всё дело в волшебных пузырьках»
Наука

Комбуча на Марсе? Или «Всё дело в волшебных пузырьках»

13 сентября 2023 года, 10:56

Сейчас этот кисло-сладкий газированный напиток набирает популярность во всем мире (особенно после упоминания загадочной «комбучи от Джареда Лето» в фильме «Достать ножи-2»). Однако продукт ферментационной переработки сахара симбиозом дрожжей и уксуснокислых бактерий, о «необыкновенной пользе» которого твердили наши бабушки, был известен советским гражданам уже давно: в середине 1970-х – начале 1990-х банка с мутноватой коричневой жидкостью и плавающим сверху блином грязно-белого цвета стояла на кухне чуть ли не в каждом втором доме.

Ключевую роль в создании напитка играет культура, представляющая собой смесь нескольких видов бактерий и дрожжей. Попадая в подслащенную воду комнатной температуры, микробы внутри питаются сахаром, размножаются и ферментируют напиток. По мнению учёных, бактерии, обнаруженные в газированном напитке, могут помочь астронавтам вырабатывать кислород.

«Благодаря своей способности производить кислород и функционировать как природная биофабрика, эти микроорганизмы могут значительно улучшить будущие космические миссии», — заявила Николь Кэплин, астробиолог Европейского космического агентства (ЕКА).

Некоторые микробы, содержащиеся в чайном грибе и способные выживать в суровых условиях за пределами земной атмосферы, в принципе могут обеспечить космонавтов будущего не только вкусным напитком, но и вырабатывать кислород для дыхания экипажа. Эту способность можно будет использовать в системах жизнеобеспечения космических кораблей будущего.

Уже известно, что культуры чайного гриба выживают в суровых условиях на Земле, отчасти потому, что микробы, из которых они состоят, слипаются в устойчивые к внешним воздействиям плотные (температуре и радиации) маты. Специалисты ЕКА выставили для экспозиции на внешней поверхности МКС контейнеры с некоторыми видами бактерий, обнаруженных в этих культурах, они смогли в течение 18 месяцев наблюдать, как организмы, поврежденные космической радиацией, восстанавливают свою ДНК.

В рамках проекта Expose-R2, проводимого специалистами ЕКА, 46 видов бактерий, грибов и членистоногих находятся внутри контейнеров, на 18 месяцев прикрепленных на внешней поверхности Международной космической станции. (Фото ЕКА)

Пока намерений отправить этих микробов на Луну нет, но астронавты последующих миссий «Артемиды» могут взять на пробу культуру чайного гриба, чтобы проверить возможности этих микроорганизмов.

«Я надеюсь, что в будущем наши образцы [чайного гриба] можно будет разместить на окололунной орбитальной станции Lunar Gateway, - говорит Кэплин, — Или, возможно, даже использовать на поверхности Луны и за ее пределами».