Эксперты назвали новую версию крушения «Луны-25»
Мнения

Эксперты назвали новую версию крушения «Луны-25»

13 сентября 2023 года, 14:47

Причиной крушения российской автоматической станции «Луна-25» могла стать техническая ошибка в приборе для измерения ориентации и ускорения «БИУС-Л», говорится в публикации, вышедшей в среду в издании МК. Этот блок был полностью сконструирован из отечественных комплектующих и ранее не испытывался в космосе. Предположительно, прибор не получил команду от программистов и не передал двигателю космического аппарата сигнал для своевременного отключения. Из-за этого двигатель работал дольше, чем было необходимо, и «Луна-25» упала на поверхность естественного спутника Земли.

Как сообщал глава Роскосмоса Юрий Борисов, «Луна-25» разбилась из-за нештатной ситуации при формировании предпосадочной эллиптической орбиты – двигатель, которому был дан импульс на снижение, проработал значительно дольше расчетного времени, "перетормозив" станцию. В результате вместо того, чтобы с круговой орбиты перейти на эллиптическую орбиту 18х100 км, «Луна-25» перешла на так называемую «незамкнутую орбиту снижения» и в итоге упала на поверхность естественного спутника Земли. 

Отсюда возникает вопрос – почему двигатель не смог вовремя отключиться? Ряд специалистов называет одной из основных возможных причин некорректную работу инерциального блока «БИУС-Л» (Бортовой информационно-управляющей системы), разработанного НПЦ автоматики и приборостроения им. Пилюгина. Это прибор, который используется для измерения ориентации и ускорения.

Именно этот блок должен был, согласно программе, выдавать информацию со своих акселерометров о торможении Бортовой цифровой вычислительной машине (БЦВМ), которая управляла работой двигателя. По данным РИА-Новости, «БИУС-Л» делали в сжатые сроки, он полностью состоял из российских комплектующих. К тому же, система не была протестирована в условиях космоса, что и могло послужить причиной аварии.

После более тщательного анализа, специалисты госкомиссии, которая расследует обстоятельства инцидента, пришли к выводу, что, вероятно «БИУС-Л» был исправен и проблема состояла в другом. Согласно протоколу, при подлете «Луны-25» к спутнику, система ждала команду от программистов на включение акселерометров. Программисты эту команду подали, что было видно по циклограмме, однако программное обеспечение не проанализировало ответную реакцию «БИУС-Л» – то есть, по сути, не убедилось, что информационно-управляющая система работает. По мнению экспертов, при подаче команды специалистам нужно было проверить, прошла она или нет, поскольку помешать может что угодно – будь то ошибка цифрового сигнала или случайная помеха. Команду можно было бы сразу же продублировать, и тогда, вероятно, все бы сработало как надо.

Из этого следует, что «БИУС-Л» мог не получить команду, соответственно – не включился в правильный режим и не передал нужную информацию в БЦВМ, из-за чего она не передала сигнал двигателю на своевременное отключение.

Стоит отметить, что пока это только предположения и предварительные оценки. Окончательный результат работы госкомиссии ожидается получить в конце сентября.

Напомним, российская автоматическая межпланетная станция «Луна-25» стартовала к естественному спутнику Земли 11 августа. Во время выполнения операции по переходу на предпосадочную орбиту, 19 августа произошла нештатная ситуация, которая не позволила выполнить маневр с заданными параметрами. В результате связь с аппаратом была потеряна. Позже в Роскосмосе подтвердили, что автоматическая станция столкнулась с поверхностью Луны.