Обнаружен один из крупнейших и ближайших к Земле остатков сверхновой
Большой взрыв

Обнаружен один из крупнейших и ближайших к Земле остатков сверхновой

29 августа 2023 года, 12:26

Взрыв сверхновой — это эпичное зрелище, на месте которого, как правило, остаются туманности вроде широко известной и очень красивой Крабовидной. Большинство сверхновых звезд являются довольно древними, а самая молодая из них — G1.9+0.3 — образовалась после взрыва, который произошел в 1898 году. Но буквально на днях группа астрофизиков обнаружила остаток еще одной сверхновой.

Используя австралийский радиотелескоп ASKAP, международная группа ученых во главе с Мирославом Филиповичем случайно наткнулась на осколок недавнего взрыва сверхновой, который получил обозначение SNR G288.8-6.3. Остатки сверхновой представляют собой стремительно расширяющиеся в межзвездную среду диффузные туманности, которые образуются в результате катастрофического взрыва и содержат выброшенный из недр звезды материал.

В настоящий момент размер SNR G288.8-6.3 составляет около 130 световых лет, объект находится примерно в 4200 световых годах от Земли (и расположен довольно высоко над плоскостью Галактики — примерно в 456 световых годах). Таким образом, SNR G288.8-6.3 является одним из крупнейших и ближайших к нам остатков сверхновой.

Его спектральный индекс типичен для других известных «осколков» — 0,41. А значит, SNR G288.8-6.3 — это эволюционно развитый «остаток» в «поздней адиабатической или радиационной фазе эволюции», рассуждают ученые. Более того, SNR G288.8-6.3 имеет относительно низкую яркость радиоповерхности, что вместе с другими свойствами указывает на возраст около 13 000 лет.

Особый интерес для исследователей представляет необычайно синхронное и интенсивное излучение SNR G288.8-6.3. Они предположили, что виной тому — сильное ударное сжатие магнитного поля. Кроме того, основываясь на исследовании нейтрального атомарного водорода (HI), астрофизики обнаружили распределение, похожее на полость, и возможные доказательства появления ударного облака в этом остатке.

Исследования остатков сверхновых важны для астрономов, поскольку они играют ключевую роль в эволюции галактик, поскольку рассеивают тяжелые элементы и нагревают межзвездную среду, а также, с большой долей вероятности, несут ответственность за ускорение космических лучей. «Будущие углубленные поляриметрические и многочастотные исследования расширят наши знания об этом галактическом объекте», — заключили исследователи.