Бортовой компьютер едва не погубил первого космонавта Афганистана и его советского коллегу
35 лет назад, 29 августа 1988 года, с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-6». На его борту в космос для выполнения советско-афганистанской научной программы «Шамшад» отправился первый космонавт Республики Афганистан Абдул Ахад Моманд. Командиром корабля был летчик-космонавт, полковник Владимир Ляхов. Вместе с ними на станцию «Мир» для медицинского сопровождения первого в мире годового космического полета, который выполняли Владимир Титов и Муса Манаров, полетел врач-космонавт Валерий Поляков. Из-за компьютерного сбоя при возвращении на Землю космонавты едва не погибли.
Политическое решение
Это был скорее политический полет. За год до этого, 20 июля 1987 года, в Москве встретились генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и руководитель Народно-демократической партии Афганистана Мохаммад Наджибулла. Необходимо было показать результаты поддержки Советской Армией «демократического режима» Афганистана и проводимой Наджибуллой политики примирения. Лидерами было принято решение о полете афганского космонавта на советский орбитальный комплекс с симоволическим названием «Мир» в марте 1989 года. Но в результате начавшегося вывода советских войск из Афганистана режим Наджибуллы пошатнулся. Надо было срочно показать, что дружба с Советским Союзом обеспечивала Афганистану развитие науки, промышленности и вообще развитие страны.
Потому в феврале 1988 года было приято еще одно политическое решение: отправить афганского космонавта на советскую орбитальную станцию не в марте 1989 года, как планировалось, а раньше. Срочным образом в Москву из Афганистана прибыли таджик полковник Мохаммад Дауран Гулям Масум и пуштун капитан Абдул Ахад Моманд. Оба владели русским языком т.к. закончили советские военные вузы. В июне, за 2 месяца до старта, Дауран и Моманд начали подготовку в экипажах.
Основной: Владимир Ляхов, Валерий Поляков и Мохамад Дауран. Дублирующий: Анатолий Березовой, Герман Арзамазов и Абдул Ахад Моманд. Но в июле Даурану пришлось сделать операцию по удалению апендикса и его место в первом экипаже занял дублер Моманд. По другим данным, Наджибулла посчитал, что для такой многозначительной миссии надо выбрать именно пуштуна, то есть представителя этического большинства Афганистана. Так или иначе, но капитан заменил полковника в первым экипаже и, совершив 9-дневный космический полет, стал первым и единственным пока космонавтом Афганистана.
Космонавт Моманд стал Героем СССР и Афганистана, а дублер Масуд - моджахедом.
После полета Абдулу Ахаду Моманду было присвоено звание Героя Советского Союза и Героя Республики Афганистан с вручением золотых звезд и высших орденов Ленина и «Солнце свободы». В 1996 году к власти в Афганистане пришли моджахеды. Моманд в это время был в командировке в Индии, расследуя коррупцию среди персонала афганской авиакомпании Ariana Afghan Airlines. В это время его дублёр, этнический таджик Мухаммед Дауран, был уже генералом и командующим ВВС в вооружённых силах моджахедов (затем в войсках Северного альянса). Член Народно-демократической партии Афганистана Абдул Ахад Моманд опасался за свою жизнь и не мог вернуться на родину и попросил политическое убежище в Российской Федерации, но ему было отказано (по непроверенным данным – лично президентом Борисом Ельциным). Отказали Герою Советского Союза и в восстановлении диплома выпускника Академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. В итоге, он был вынужден бежать в Германию, где вначале работал простым рабочим в типографии. Позже получил гражданство ФРГ. Сейчас живёт в Штутгарте, где владеет небольшой фирмой. Впервые посетил Афганистан лишь 25 лет спустя, вместе с журналистами Би-Би-Си.
Возвращение: люди против компьютера
Но полет Абдула Ахада Моманда вошел в историю не только тем, что в космосе побывал первый гражданин Афганистана, а еще и серьезной нештатной ситуацией, чуть не кончившейся трагедией и гибелью космонавтов.
6 сентября 1988 года, после пятидневного пребывания на орбитальном комплексе «Мир», Ляхов и Моманд на корабле «Союз ТМ-5» (на нем в июне прибыл второй советско-болгарский экипаж) успешно отстыковались и, казалось, ничто не помешает их успешному возвращению на Землю.
Согласно циклограмме спуска, перед включением двигательной установки (ДУ) на торможение, от корабля отделился бытовой отсек. Однако в расчетное время ДУ не запустилась. Дело в том, что ориентация корабля перед проходила на границе дня и ночи, поэтому датчик инфракрасной вертикали работал «неуверенно», что было воспринято бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), как его отказ.
Через 7 минут, когда правильная ориентация корабля восстановилась, БЦВМ запустила ДУ. Но из-за того, что она включилась с большой задержкой, спускаемый аппарат промахнулся бы относительно расчетного места посадки на 700-800 км. Корабль вместо Казахстана сел бы в Китае. Владимир Ляхов это понял, выключил двигатель и доложил о ситуации на Землю. Спуск перенесли на 2 витка. Операторы Центра управления полетом заложили в бортовую ЦВМ «Союза ТМ-5» новую циклограмму спуска, однако в нее вкралась ошибка и БЦВМ приняла к исполнению программу коррекции перед стыковкой с «Миром», заложенную в нее еще для советско-болгарского полета…
Двигатель включился, но вместо 230 проработал лишь 7 секунд. Ляхов выдал команду на спуск и вручную запустил ДУ, но через 14 с он вновь отключился. Еще одно включение. К этому моменту нарушилась стабилизация корабля и через 33 с Ляхов выключил ДУ… Во время этой чехарды с включением-отключением двигателя запустилось программно-временное устройство ко команде которого через 20 минут должны разделиться спускаемый аппарат, где сидели космонавты, и приборно-агрегатный отсек, в котором находился тормозной двигатель. А корабль-то был еще на орбите!!!
Ляхов выдал команду запрета на разделение отсеков, когда до этого оставалось чуть больше минуты! Если бы он не успел, то спускаемый аппарат остался бы в космосе и гибель космонавтов была бы неминуемой так как запас кислорода в спускаемом аппарате был рассчитан только на время прохождения атмосферы и приземление.
Посадку перенесли на сутки, но эти сутки дались не легко. В распоряжении космонавтов был только спускаемый аппарат объемом 3 куб. метра битком набитый возвращаемыми грузами. Вместе с отстрелянным бытовым отсеком космонавты лишились туалета, а скафандры снять не было возможности так как было очень холодно. Запас воды и пищи был только в аварийном запасе. Его космонавты не тронули на случай посадки в незапланированном районе. Так без воды, еды и туалета, сидя скрючившись в ложементах, космонавты провели еще сутки. За это время в БЦВМ с земли заложили новую программу. Дальнейшее торможение и посадка прошли штатно. После этой истории было принято решение отделять бытовой отсек только после выдачи тормозного импульса. Это решение соблюдается до сих пор.