Млечный Путь не всегда был спиральной галактикой — и вот почему
Большой взрыв

Млечный Путь не всегда был спиральной галактикой — и вот почему

18 августа 2023 года, 13:21

Млечный Путь имеет спиральную форму, но наша галактика не всегда была такой. Астроном из Австралии предположил, что раньше она представляла собой линзовидную звездную систему, а значит — имела форму диска. На изменение ее внешнего вида могло повлиять притяжение материи из окружающего пространства.

В первой половине XX века астроном Эдвин Хаббл представил теорию, которая впоследствии стала называться последовательностью Хаббла. Она предполагает, что эволюция галактик происходит по схеме: эллиптические — линзовидные — спиральные. Однако она не показывает эволюционной связи между теми или иными формами галактик.

Восполнить этот пробел попытался австралийский астроном Алистер Грэм. Для этого он изучил 100 галактик вблизи Млечного Пути на оптических снимках, собранных космическим телескопом «Хаббл», и сравнил их с инфракрасными изображениями космического телескопа «Спитцер».

Это позволило ему сопоставить массу всех звезд в каждой галактике с массой их центральных сверхмассивных черных дыр и выделить два типа линзовидных галактик — старые галактики без пыли и молодые галактики, богатые пылью. Такое разделение позволяет переосмыслить концепцию Хаббла, поскольку эволюции линзовидных галактик отличаются в зависимости от их типа.

Первый тип галактик — без пыли — медленно накапливает газ и вещество из окружающего пространства, что вызывает образование спиральных рукавов и в конечном итоге меняет их структуру и форму. В таком случае они действительно служат промежуточным этапом от эллиптических к спиральным. Именно к этому типу относится Млечный Путь.

А вот богатые пылью линзовидные галактики возникают при столкновении и слиянии спиральных галактик. Последние имеют небольшой центральный сфероид с расширяющимися спиральными рукавами из звезд, газа и пыли. Дальнейшее слияние пылевых линзовидных галактик ведет к потере ими дисков и превращению в галактику эллиптической формы, а не наоборот, как считалось ранее. Позже эллиптическая галактика потеряет холодные газ и пыль и превратится в сферическую.

Наша галактика через несколько миллиардов лет столкнется со своей ближайшей крупной соседкой, Туманностью Андромеды, которую некоторые исследователи также считают галактикой. В результате этого столкновения структура спиральных рукавов Андромеды и Млечного Пути будет стерта.

По мнению Грэма, на их месте образуется новая галактика, которая, вероятно, будет линзовидной и богатой пылью. Если она столкнется с третьей галактикой того же типа и сольется с ней, то это приведет к образованию галактики эллиптической формы, не способной содержать холодные газовые и пылевые облака.