Ссора Маска с Трампом может оказать влияние на судьбу Starliner
С момента не совсем удачного первого пилотируемого тестового полета корабля Starliner (хотя он смог доставить астронавтов к МКС, возвращать их пришлось на корабле Crew Dragon), прошел уже год, но NASA до сих пор не наметило дату следующей миссии проблемной разработки компании Boeing. Как уточнили в агентстве, второй полет корабля может состояться в начале 2026 года. Астронавты уже проходят тренировки в составе экипажа Starliner. Но будет ли следующий полет пилотируемым — пока неизвестно. Ситуацию осложняет и недавняя ссора Илона Маска с Дональдом Трампом.
Нерешенные проблемы
По оценке NASA, следующий полет к МКС космического корабля Starliner состоится не раньше 2026 года — все зависит от устранения технических неполадок и сертификации системы. «Агентство по-прежнему решает, будет ли следующий запуск Starliner пилотируемым или грузовым», — говорится в заявлении космического агентства.
Примечательно, что с дебютного полета «Старлайнера» с экипажем прошел уже целый год, но дальнейшая судьба этого проекта все еще остается неопределенной. Тестовая пилотируемая миссия под названием Crew Flight Test (CFT) стартовала 6 июня прошлого года: в этот день Starliner с двумя астронавтами NASA Бутчем Уилмором и Сунитой Уильямс на борту отправился к МКС.
С самого начала полета (а, точнее, еще до старта) начали возникать серьезные проблемы: на корабле произошла утечка гелия из двигательной установки, из-за которой выключились пять из 28 двигателей ориентации. Работу четырех позднее удалось восстановить, поэтому стыковка «Старлайнера» со станцией прошла успешно, после чего экипаж перешел на борт МКС. Тем не менее произошедшая ситуация поставила под сомнение безопасное возвращение астронавтов на Землю.
Предполагалось, что Уилмор и Уильямс проведут на станции около восьми дней, но в конце концов им пришлось задержаться там на несколько месяцев. Все это время в NASA и компании Boeing проводили наземные тесты, чтобы смоделировать проблемы, возникшие с двигателями, и прийти к какому-то консенсусу. В конечном итоге было решено не рисковать: Starliner вернется домой в беспилотном режиме в сентябре, а экипаж — на Crew Dragon в марте. Таким образом, астронавты провели на МКС девять месяцев.
Вскоре после приводнения Уилмора и Уильямса на «Драконе» в NASA сообщили, что хотят провести следующий полет Starliner (с экипажем или без) для того, чтобы протестировать внесенные в его конструкцию изменения. А уже после этого выполнить первую миссию по ротации экипажа — Starliner-1.
Впрочем, тогда в NASA назвали маловероятным то, что второй полет корабля компании Boeing состоится до конца этого года, сославшись на плотный график посещения МКС, составленный с учетом использования кораблей SpaceX. В марте агентство также заявило, что рассмотрение проблем с двигателями Starliner будет продолжаться большую часть года из-за запланированных на лето испытаний. «Скорее всего, следующий полет Starliner состоится в конце этого календарного года или в начале следующего года», — подчеркнули представители NASA 27 марта.
В апреле Консультативная группа по аэрокосмической безопасности NASA заявила, что в агентстве еще не решили, будет ли следующая миссия Starliner пилотируемой. Все зависит от результатов испытаний двигателей. Но в последнем заявлении NASA говорится, что астронавты готовятся к потенциальному полету на «Старлайнере», но полный состав экипажа Starliner-1 для целенаправленной подготовки не назначен.
Перспективы туманны
В течение пяти лет NASA в вопросах транспортировки экипажей к МКС практически полностью полагалось на SpaceX. Хотя в агентстве не раз отмечали, что, согласно политике, для нормального обслуживания станции им нужны два действующих пилотируемых корабля: на случай, если с одним возникнут проблемы, второй сможет доставлять астронавтов на орбиту.
Позднее Маск заявил, что все же не собирается этого делать, но такого рода угроза, как полагают американские СМИ, продемонстрировала, насколько NASA на самом деле зависит от SpaceX в вопросах как пилотируемых, так и грузовых полетов к МКС.
Другое дело, что положение проекта Starliner остается под вопросом из-за бюджетных ограничений. В опубликованном проекте бюджета агентства на 2026 финансовый год расходы на обслуживание МКС и отправку туда экипажей предлагается сократить на 25%.
«Бюджет ограничит будущие изменения в транспортных средствах и может повлиять на способность NASA пользоваться услугами двух поставщиков по перевозке экипажей», — говорится в документе.
Примечательно, что в самой Boeing, которая, по слухам, потратила на проект Starliner уже $2 млрд, заняли выжидательную позицию. В компании едва ли комментировали эту тему с момента завершения миссии CFT прошлым летом. Представители Boeing не присутствовали на пресс-конференциях NASA по поводу возвращения корабля домой, а Келли Ортберг, занявший пост гендиректора в августе, предположил, что программа и вовсе мешает работе компании в космосе.
По его словам, будущее Starliner и других космических проектов Boeing будет зависеть от результатов бюджетных дебатов в Конгрессе в ближайшие месяцы. «Я думаю, что пилотируемые космические полеты, коммерческие миссии и деятельность NASA будут зависеть от того, на что пойдет бюджет и сколько страна захочет инвестировать в эти программы», — резюмировал он.
Конкурентов просят поднажать
Ссора Трампа и Маска заставила вспомнить о других — кроме Boeing — конкурентах SpaceX, но на этот раз в области разработки ракет-носителей и космических аппаратов. Политика США и здесь предусматривает дублирование. Пока основной грузопоток в космос обеспечивали ракеты Falcon 9, другие компании находились в тени SpaceX. Но сейчас стало известно, что Rocket Lab, Stoke Space и Blue Origin получили запросы от чиновников NASA о ходе создания своих ракет и их готовности для выполнения космических миссий. Их якобы попросили ускорить свои разработки, утверждают источники The Washington Post.
В NASA и Пентагоне переживают, что правительство очень сильно зависит от SpaceX в области выполнения важнейших задач, включая секретные. Так, компания Маска не только доставляет грузы и экипажи к МКС, но и запускает военные спутники. Потенциальные конкуренты не могут обеспечить высокий темп запусков при таких низких ценах, как у SpaceX, из-за чего последняя почти сохраняет за собой монополию на космические пуски.
Ее ракеты Falcon 9 летают несколько раз в неделю, тогда как такие новые носители, как Vulcan от United Launch Alliance или New Glenn от Blue Origin, совершили по два и одному полету соответственно. Между тем Пентагон еще до ссоры Маска и Трампа выражал обеспокоенность по поводу неготовности «Вулкана», которая получила сертификат на выполнение миссий в интересах национальной безопасности. Эта ракета должна заменить семейства Atlas V и Delta IV при выполнении задач, связанных с обороной.
Что же касается космических кораблей, то NASA в этой области возлагает большие надежды на грузовой мини-шаттл Dream Chaser от Sierra Space, представители которой не так давно провели встречу с представителями Агентства. NASA. Позднее гендиректор Sierra Space Фатих Озмен заявил, что его компания «готова обеспечить бесперебойную поддержку МКС».
На чем основано столь смелое заявление — непонятно, поскольку Dream Chaser еще не был в космосе и пока проходит финальное тестирование и интеграцию в Космическом центре Кеннеди». По словам Фатиха, полет корабля может состояться в конце года. Также разрабатывается версия, пригодная для доставки к МКС экипажей. С какими трудностями столкнулись разработчики мини-шаттла Dream Chaser и почему проект затягивается — читайте в нашем материале.