25 декабря 1909 родился конструктор Глеб Лозино-Лозинский — создатель «Бурана»
Проекты

25 декабря 1909 родился конструктор Глеб Лозино-Лозинский — создатель «Бурана»

25 декабря 2025 года, 05:00

Его называют «отцом Бурана», однако наследие Глеба Лозино-Лозинского гораздо обширнее. Он разрабатывал легендарные истребители «МиГ», космический боевой ракетоплан «Спираль», работал над многоцелевой авиационно-космической системой МАКС и рядом других проектов. Сегодня исполняется 116 лет со дня рождения гениального создателя космической и авиационной техники.

Глеб Евгеньевич родился 25 декабря 1909 года (7 января 1910 по новому стилю). Окончив Харьковский механико-машиностроительный институт по специальности «Паротехника», Лозино-Лозинский начинал с работы над паровыми турбинами. Первый опыт в авиастроении он получил во время разработки проекта паротурбинной установки для тяжелого бомбардировщика А.Н. Туполева.

После начала войны в 1941 году был эвакуирован в Куйбышев (Самара), где стал инженером ОКБ А.И. Микояна. Здесь он проявил себя как блестящий специалист по силовым установкам. Под его руководством была создана первая в СССР серийная форсажная камера для турбореактивного двигателя, что стало ключом к преодолению звукового барьера. Лозино-Лозинский принимал непосредственное участие в создании и организации серийного производства целой плеяды истребителей — от МиГ-9 до МиГ-31, включая первый серийный сверхзвуковой МиГ-19 и знаменитый МиГ-21. За вклад в разработку перехватчика МиГ-25 в 1975 году он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В середине 1960-х Лозино-Лозинский возглавил работу над проектом, который считал главным делом своей жизни, — многоступенчатой авиационно-космической системой «Спираль». Этот проект во многом был ответом на американскую программу X-20 Dyna Soar и включал в себя гиперзвуковой самолет-разгонщик и воздушно-орбитальный самолет с ракетным ускорителем, стартующий с его «спины».

Хотя проект «Спираль» был закрыт в 1970-х годах, созданные в его рамках орбитальные ракетопланы (БОР) и экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет (ЭПОС) доказали жизнеспособность концепции и стали бесценным заделом для будущих работ.

В 1976 году, через несколько лет после начала американской программы «Спейс Шаттл», советское руководство приняло решение о создании аналогичной многоразовой транспортной космической системы, позднее получившей название «Энергия — Буран». Глеб Евгеньевич был назначен генеральным директором и главным конструктором специально организованного Научно-производственного объединения (НПО) «Молния», которое занималось созданием советского крылатого орбитального корабля.

В результате «Буран», созданный под его руководством, получился не копией американского «Шаттла», а превосходил его по ряду параметров, включая возможность полностью автоматического полета и посадки.

Кроме того, в 1980-х годах Глеб Евгеньевич инициировал проект МАКС (Многоцелевая авиационно-космическая система), в котором в качестве первой ступени использовался самый большой в мире самолет Ан-225 «Мрия». Этот проект сулил еще большую экономическую эффективность и мобильность, но после распада СССР он так и не был реализован. Лозино-Лозинский ушел из жизни в ноябре 2001 года, оставив после себя богатейшее научно-техническое наследие и десятки засекреченных проектов.

Подробнее о проекте «Энергия — Буран», его разработке и наследии, рассказывали в нашем материале.

Фото Льва Медведева