Два спроектированных ИИ ракетных двигателя прошли огневые испытания в ОАЭ
Технологии

Два спроектированных ИИ ракетных двигателя прошли огневые испытания в ОАЭ

16 декабря 2025 года, 13:26

Стартап LEAP 71 из ОАЭ успешно испытал два ракетных метановых двигателя тягой по 20 кН, сообщили на сайте компании. Оба разработаны «без участия человека» — с помощью большой вычислительной инженерной модели искусственного интеллекта Noyron, «объединяющей экспертные знания, физические данные (тепловые модели, производственные процессы) и другую информацию в общую базу данных».

Не смотря на громкие заявления LEAP 71, следует признать, что технические задания на создание двигателей ставили живые инженеры, а нейросеть разработала детали и элементы конструкции, а также рассчитала циклораму работы. Но последнее сделано было, в самом деле, в рекордно короткие сроки: от получения технического задания до первого огневого испытания прошло менее трех недель.

В результате было получено два стендовых изделия на экологически безопасном топливе — жидком кислороде и жидком метане. Одно из них имеет классическое колоколообразное сопло, другое — сопло с центральным телом (аэроспайк, или «клиновоздушный двигатель»). Несмотря на радикальные различия в форме и внутренней геометрии камеры, оба двигателя созданы на основе одной и той же модели Noyron с использованием одних и тех же физических принципов и логики, и изготовлены методом 3D-печати из жаропрочного сплава «медь-хром-цирконий» (CuCrZr) на оборудовании немецкой компании Aconity3D.

«Noyron — это наша попытка всесторонне закодировать процесс проектирования в вычислительную модель, которая может работать независимо от человека, радикально сокращая время итераций и делая возможными объекты, которые ранее были неосуществимы. Эти физические испытания — буквально прожиг двигателей — дают важнейшие данные, которые можно получить только в реальности», — сказал соучредитель LEAP 71 Лин Кайзер.

Каждый двигатель развивает тягу в две тонны (20 кН). Как отмечается в пресс-релизе, за неделю испытаний аэроспайк удалось запустить лишь один раз он имел проблемы с переходными процессами при старте. Тем не менее, удалось достичь полного давления в камере сгорания в 50 бар и подтвердить жизнеспособность конструкции. Традиционный двигатель с колоколообразным соплом вышел на стабильный режим работы с номинальной тягой и давлением, продемонстрировав полноту сгорания выше 93%, что разработчики назвали отличным результатом для первого теста.

Для решения проблем с запуском, особенно для аэроспайка, компания планирует интегрировать усовершенствованную систему зажигания, успешно опробованную ранее.

«Метан — сложное горючее для моделирования. В отличие от керосина, который мы тестировали в прошлом, его плотность значительно меняется при различных температурах и давлениях. Таким образом, прогнозы Noyron должны быть точными, чтобы обеспечить работоспособность оборудования. Кроме того, увеличение размеров двигателей влечет за собой свои эксплуатационные проблемы», — подчеркнула гендиректор LEAP 71 и главный архитектор инженерной модели Noyron Джозефин Лисснер.

Спротестированные двигатели представляют собой стендовые прототипы в масштабе 1:10 от номинала с тягой 200 кН, которые LEAP 71 планирует испытать уже в 2026 году. Уже проверяется возможность производства метановых двигателей на 200 кН и более крупных, на 2000 кН, с использованием крупнейших в мире систем 3D-печати по металлу.

Один из самых знаменитых современных двигателей, работающий на топливной паре «жидкий кислород — жидкий метан», — Raptor, созданный компанией SpaceX для сверхтяжелой ракетно-космической системы Starship.

О том, как он устроен, какие характеристики имеет и чем лучше других двигателей, — рассказал эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев.

Фото Leap71