6 декабря 1969 впервые стартовал БОР-2 – отечественный летательный аппарат с несущим корпусом
Советская аэрокосмическая программа «Спираль» могла опередить время, подарив миру первый многоразовый орбитальный самолет. Чтобы понять, как он будет вести себя при входе в атмосферу на гиперзвуковой скорости, инженеры создали серию испытательных аппаратов БОР. Их полеты, в том числе, заложили фундамент для «Бурана».
В 1960-х годах Советский Союз начал разработку принципиально новой воздушно-космической системы «Спираль», которая являлась ответом на американский проект X-20 Dyna Soar. Ключевым элементом был орбитальный самолет, запускаемый с помощью гиперзвукового самолета-разгонщика.
Для уточнения характеристик орбитального самолета по результатам продувок в аэродинамических трубах, а также определения параметров его устойчивости и управляемости аппарата на различных участках полета были созданы летающие модели-аналоги, получившие название БОР (Беспилотный орбитальный ракетоплан). Они выполнялись в масштабе 1:3 и 1:2 от оригинала.
БОР-2 стал логичным продолжением испытаний его предшественника - деревянной модели БОР-1, сгоревшей при спуске тремя месяцами ранее. 6 декабря 1969 года он впервые стартовал с полигона Капустин Яр.
Основная программа полета была выполнена, однако на высоте около 25 км произошел отказ системы управления. Аппарат перешел на траекторию баллистического спуска и начал неконтролируемо вращаться, из-за чего парашютная система не смогла обеспечить его мягкое приземление. Программа испытаний продолжилась, и последующие запуски БОР-2 и более крупного БОР-3 (масштаб 1:2) позволили получить бесценные данные.
Хотя сама программа «Спираль» была позже закрыта, ее наработки нашли применение в будущих проектах. Прежде всего, БОР-4 стал испытательной базой для теплозащиты будущего «Бурана», БОР-5 проверял аэродинамические характеристики многоразового корабля на сверхзвуковой скорости, а на БОР-6 предполагалось провести эксперименты по радиосвязи на плазменном участке спуска.
Подробнее об устройстве аппарата БОР-4 и его полетах читайте в разборе эксперта Pro Космоса Игоря Афанасьева.