19 октября 1853 родился Николай Кибальчич, предложивший первый проект ракетного корабля
Проекты

19 октября 1853 родился Николай Кибальчич, предложивший первый проект ракетного корабля

19 октября 2025 года, 05:00

Задолго до Циолковского, Королева и Гагарина в камере Петропавловской крепости родился проект, который сегодня считают одной из первых в мире работ, научно обосновавших возможность космических полетов с помощью реактивной тяги. Его автор, Николай Кибальчич, не был обычным кабинетным ученым. Он создавал чертежи ракетного корабля, находясь в заключении по делу об убийстве царя Александра II.

Инженер-химик по образованию Николай Кибальчич участвовал в создании метательных снарядов с нитроглицерином для народовольцев, включая бомбы, использованные при покушении на императора Александра II. После ареста и вынесения смертного приговора в течение почти двух месяцев в одиночной камере ученый разработал проект, который внес его имя в науку.

«Проект воздухоплавательного прибора» с твердотопливным многозарядным двигателем импульсного горения Кибальчич разработал в последние недели жизни в 1881 году. Это было первое известное детальное описание летательного аппарата с реактивным двигателем, который был способен выполнять космические полеты.

Ключевой была концепция порохового двигателя с регулируемой тягой, где сгорание пороховых шашек должно было дозироваться для управления полетом. Более того, Кибальчич предложил использовать для изменения вектора тяги качающуюся камеру сгорания — принцип, который спустя десятилетия начали использовать на практике в мировом ракетостроении.

Проект Кибальчича был передан властям как часть прошения о помиловании, но приговор привели в исполнение 3 апреля 1881 года, а проект остался в архиве и был засекреченным более 35 лет. Только в 1918 году его передали в Академию наук и опубликовали. Таким образом, непосредственного влияния на раннее ракетостроение работа изобретателя не оказала.

Несмотря на это, Николай Кибальчич был одним из первых, кто перевел идею реактивного движения из области фантастики в инженерный расчет. Он научно обосновал, что для полета в безвоздушной среде аппарату нужна не опора, а реактивная тяга, и предложил конкретные механизмы управления.

Его идеи значительно опережали свое время, а технические решения легли в основу, в том числе, немецкой баллистической ракеты «Фау-2» и созданной на ее основе советской Р-1, а также ее последовательницы Р-7.

Как была устроена последняя, получившая неофициальное название «семерка», рассказывали в материале.