Юрист объяснил, почему старые правила борьбы с космическим мусором не работают
Мнения

Юрист объяснил, почему старые правила борьбы с космическим мусором не работают

25 сентября 2025 года, 14:56

По мнению специалиста в области космического права Уилла Льюиса, существующие правила по борьбе с орбитальным мусором уже не соответствуют масштабу и сложности современной космонавтики. С каждым годом на орбиту выводят тысячи новых спутников, и низкая околоземная орбита становится все более тесной. Проблема космического мусора из узкой технической темы превратилась в один из главных рисков для коммерческих и государственных проектов, а также для долгосрочного доступа в космос.

Уилл Льюис считает, что нынешняя система уборки мусора в США в основном работает. Правила американского регулятора, которые требуют уводить спутники с орбиты в течение пяти лет после окончания миссии, достигают своей цели. Крупные компании серьезно относятся к проблеме космического мусора.

Например, SpaceX разместила свои спутники Starlink на более низких высотах, чтобы они быстрее сходили с орбиты, а Amazon планирует использовать двигатели для активного увода аппаратов. Однако юрист называет эту ситуацию обманчиво стабильной. По его словам, текущие правила созданы для того, чтобы избежать катастрофы, а не для того, чтобы управлять сложной и геополитически нестабильной космической средой.

Основная проблема заключается в том, что правила устарели и слишком общие. Они основаны на простых ограничениях по высоте, но не учитывают возможности конкретных аппаратов и их задачи. Кроме того, отсутствует эффективная международная координация. Крупные космические державы, такие как Китай, Россия и Индия, не всегда согласованы с американскими подходами к управлению космическим движением. Это создает риск правового тупика, когда одни компании будут соблюдать строгие правила, а другие смогут работать без ограничений.

Космический мусор: почему опасен и что с ним делать

Льюис уверен, что компаниям лучше действовать на опережение. Он советует операторам спутников воспринимать возможность сближения с другими объектами как неизбежность и заранее разрабатывать планы действий. Также он предлагает пересмотреть отношение к двигательным установкам. Хотя они увеличивают стоимость аппарата, двигатели дают гибкость: позволяют работать на более высоких орбитах, продлевают срок службы спутника и помогают безопасно увести его с орбиты в конце миссии. Экономическая выгода от этого может быть выше, чем кажется на первый взгляд.

Кроме того, юрист указывает на необходимость практических изменений в законодательстве. Например, сейчас использование технологии Wi-Fi для связи между спутниками считается нестандартным. Однако такие коммуникации могли бы улучшить маневрирование, операции сближения и помочь избегать столкновений. Льюис также рекомендует компаниям активнее участвовать в формировании новых правил. По его мнению, те, кто будет рассматривать устойчивую работу в космосе как часть своей бизнес-модели, смогут добиться успеха в следующем десятилетии.

Визуализация ESA