Коммерческий звездолетчик: что ждет НАСА и его лунную программу при Айзекмане
Мнения

Коммерческий звездолетчик: что ждет НАСА и его лунную программу при Айзекмане

9 декабря 2024 года, 12:45

Покидающий вскоре свой пост администратор НАСА Билл Нельсон заявил, что в целом оптимистично смотрит на будущее агентства вообще и американской лунной программы, в частности, при новой администрации США. Он выразил уверенность, что американцы высадятся на Луне в ближайшее время. Причем сделают это раньше китайцев. Эти комментарии Нельсон дал после первого разговора со своим преемником Джаредом Айзекманом, которого избранный президент Дональд Трамп недавно номинировал на пост главы НАСА. Между тем сам миллиардер и создатель компании по космическому туризму весьма скептически настроен по отношению ко многим аспектам лунной программы НАСА «Артемида». Так кто же такой Джаред Айзекман? И почему эксперты в космической отрасли приветствуют его кандидатуру?

Энтузиаст коммерческого космоса

Недавно избранный президент США Дональд Трамп объявил о своем намерении выдвинуть предпринимателя и основателя компании, отправляющей в космос туристов, Джареда Айзекмана на пост администратора NASA. Этот выбор может показаться странным для людей, не знакомых с Айзекманом. Космическое сообщество и политики по разному отнеслись к этой новости, от острой критики до восторгов.

Айзекману 41 год, он чуть не вдвое моложе нынешнего администратора NASA Билла Нельсона, основал несколько компаний, включая Shift4 (сочетание этих кнопок на клавиатуре компьютера позволяет набрать символ $), акции которой котируются на бирже, а также Draken International — компанию, которая готовила пилотов для ВВС США.

Айзекман всегда был увлечен полетами и приключениями. Пять лет назад он решил, что хочет полететь в космос, и приобрел все билеты на первую туристическую миссию Crew Dragon от SpaceX. Он взял с собой человека, пережившего онкологию, преподавателя естественных наук и победителя лотереи. Их частная исследовательская миссия Inspiration4 собрала сотни миллионов долларов на исследования детского рака.

Затем Айзекман приступил к более амбициозному проекту Polaris. Бизнесмен дважды побывал в космосе и собирается стать первым, кто полетит на корабле Starship. Полет Polaris Dawn он организовал в сентябре 2024 года, взяв с собой пилота Скотта Потита, инженеров Анну Менон и Сару Джиллис. Женщины стали первыми сотрудниками SpaceX на орбите.

В первый день корабль поднялся на высоту 1408 км, и Polaris Dawn стал «самой высокой околоземной миссией и самым дальним путешествием людей со времен Apollo». На третий день полета четверо облачились в скафандры, разработанные SpaceX, и после разгерметизации кабины Айзекман и Джиллис провели несколько минут, высунувшись по пояс из люка Crew Dragon.

Это был первый выход непрофессиональных космонавтов в открытый космос, подчеркивающий приверженность Айзекмана переходу космических полетов от редких и поддерживаемых государством к более частым и общедоступным.

За последние пять лет Айзекман сумел произвести впечатление на многих в космической индустрии. Он тщательно готовился к полетам на Crew Dragon и широко использовал возможности NASA, включая барокамеру в Космическом центре имени Джонсона. Эрик Бергер, автор сайта Ars Technica, отмечает: «Многие люди говорили мне, что Айзекман не искал развлечений, а хотел улучшить космические полеты. В своих миссиях он проявил себя как вдумчивый и осторожный лидер».

Полет на Crew Dragon динамичен: перегрузки более трех единиц, резкое отключение основных двигателей Falcon 9, разделение ступеней, а затем включение двигателя верхней ступени. В интервью все члены экипажа Polaris Dawn отмечали, что Айзекман спокойно и подробно разговаривал с ними о предстоящих этапах полета, вселяя надежду на успех.

Айзекман идет в НАСА, чтобы сократить расходы и обогнать Китай

Почему миллиардер, дважды побывавший в космосе и планирующий еще два полета, решил возглавить космическое агентство? Вероятно, он согласится на эту должность, чтобы модернизировать NASA и подготовить его к новым вызовам. Сейчас это уже не то амбициозное ведомство, что отправило американцев на Луну в рамках программы Apollo более полувека назад. Несмотря на возможности, NASA, с одной стороны, живет прошлым, а с другой — зависит от крупных традиционных подрядчиков.

Нет уверенности, что бюджет космического агентства (около $25 млрд в год) используется эффективно. Многие программы были инициированы Конгрессом для финансирования определенных штатов и округов, а Айзекман и администрация Трампа могут их сократить.

Одним из примеров является сверхтяжелая ракета-носитель SLS (Space Launch System), разработка которой была инициирована Конгрессом более десяти лет назад. Она и ее наземные системы являют собой яркий пример расточительности, свойственной государственным программам с оплатой издержек. Даже нынешний руководитель NASA, Билл Нельсон, участвовавший в создании ракеты, называл подобные контракты «ржавчиной, разъедающей космическое агентство».

В планах NASA — применить SLS для запуска корабля Orion с четырьмя астронавтами на окололунную орбиту, где они встретятся с кораблем Starship от компании SpaceX, на котором спустятся на Луну и проведут там несколько дней. После этого астронавты вернутся на Orion, а корабль отправится обратно на Землю.

Однако, источники сайта Ars Technica говорят о возможном закрытии проекта SLS, который ранее пользовался поддержкой Конгресса: «Предварительная договоренность о прекращении работы над ракетой была достигнута в обмен на перенос Космического командования США в Хантсвилл, штат Алабама».

Как NASA сможет доставить астронавтов на Луну без SLS? Обсуждаются различные варианты, включая запуск корабля Orion на ракете New Glenn от компании Blue Origin на низкую околоземную орбиту. Там корабль состыкуется с верхней ступенью Centaur, запущенной на ракете Vulcan, которая затем выведет Orion на окололунную орбиту.

План элегантен, поскольку включает ракеты, стоимость которых ниже, чем у SLS. Все ключевые подрядчики в программе Artemis, за исключением Boeing, вероятно, примут в нем участие. Northrop Grumman продолжит производство твердотопливных ускорителей для Vulcan, а Aerojet Rocketdyne — двигателей RL-10 для верхней ступени.

Это не соревнование между Илоном Маском, создателем SpaceX, и Джеффом Безосом, основателем Blue Origin. Скорее, они оба рассматриваются как участники единой команды: администрация Трампа, похоже, считает предпринимательский дух ключевым преимуществом США перед Китаем в новой лунной гонке, отмечают эксперты отрасли.

Так какой же будет роль NASA при администрации Трампа? Вероятно, агентство сосредоточится на стимулировании деятельности частных космических компаний. Требование от Айзекмана к NASA, скорее всего, будет включать два слова: результаты и скорость.

И Маск, и Безос, и Айзекман считают, что космическое агентство должно вернуться к своим корням — Национальному консультативному комитету по аэронавтике (NACA), который продвигал и обеспечивал государственную поддержку исследованиям в области авиации. NASA должно делать то же самое, но в космосе.

Изменение бюрократической системы сложно и требует времени. Однако у NASA есть перспективы: не стоит конкурировать с частными компаниями в запусках больших ракет. Вместо этого следует сосредоточиться на сложных научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектах на грани возможного. Это станет самым сложным вызовом для Айзекмана.

Башня обслуживания SLS дороже небоскреба, а один двигатель - целой Falcon Heavy

В первую очередь новому администратору НАСА предстоит решить проблему лунной ракеты SLS, которая крайне дорога и, как считают многие эксперты космической отрасли, неэффективна. Только за последние четыре года программа SLS поглотила $20 млрд, но результатов так и не принесла. Общая стоимость разработки превысила $100 млрд.

Объяснить дороговизну комплектующих для SLS НАСА крайне сложно. Например, по состоянию на 2020 год компания Aerojet получила от агентства $146 млн за каждый двигатель RS-25 для первой ступени SLS. Это больше, чем стоимость целой ракеты Falcon Heavy. При этом эти двигатели произведены давным-давно для кораблей Space Shuttle и хранятся на складах.

В 2023 году стало известно, что Aerojet получила $2,1 млрд на восстановление 16 двигателей для SLS, взятых со склада, но поставила только пять. SpaceX сейчас производит более совершенные двигатели Raptor менее чем за $1 млн каждый и запускает ракету Falcon 9 менее чем за $20 млн.

За стоимость одного двигателя для SLS, изготовленного в 2000 году, в этом году SpaceX мог бы осуществить три пуска Falcon 9, а при учете затрат на обновление и ремонт RS-25 — 21 пуск, что достаточно для выведения на орбиту всех модулей Международной космической станции.

Или другой пример: в 2019 году NASA заключило контракт с компанией Bechtel на поставку второй мобильной пусковой установки для SLS. Это усовершенствованная стальная ферма, которая проще, чем башни для ловли Super Heavy, которые SpaceX сооружает за несколько месяцев. Мобильную пусковую установку предполагалось подготовить к марту 2023 года при общей стоимости работ в $383 млн.

В итоге офис генерального инспектора NASA сообщает, что стоимость строительства башни по факту составит $2,7 млрд , а завершение проекта планируется на сентябрь 2027 года, хотя скорее всего это произойдет в 2029 году. Для сравнения: небоскреб «Бурдж-аль-Халифа» в семь раз выше, включает жилые и офисные помещения, отели и магазины, и был построен за пять лет, обойдясь в $1,5 млрд.

Очевидно, что тесно связанный с Маском Айзекман существенно урежет расходы на лунную программу. При этом дорогостоящая SLS, а, возможно, и испытывающий проблемы с тепловым экраном корабль Orion будут заменены на более дешевые аналоги, производства других космических компаний, включая SpaceX.