В МАИ придумали, как оптимизировать траектории полетов в дальний космос
Инженеры Московского авиационного института (МАИ) разработали новый способ оптимизации траекторий движения космических аппаратов, в том числе оснащенных электрическими двигателями, сообщает пресс-служба вуза. Метод пригодится для планирования межпланетных экспедиций к Луне и другим небесным телам, а также для проектирования межорбитального буксира.
Методика основана на передовых математических вычислениях и специальных компьютерных алгоритмах. Это позволяет ученым точно рассчитать наиболее эффективный маршрут для космического аппарата. Главная задача нового подхода — учесть совокупное влияние многочисленных внешних сил, которые действуют на корабль на протяжении всего его пути, включая гравитацию, солнечный ветер и сопротивление остатков атмосферы на высоких орбитах. Такие факторы могут показаться незначительными, но за долгие месяцы или даже годы полета их эффект накапливается, что может существенно отклонить аппарат от заданного курса.
Как отмечает доцент кафедры «Космические системы и ракетостроение», сотрудник НИИ прикладной механики и электродинамики МАИ Илья Николичев, предложенный метод позволяет не просто предсказывать изменения в траектории, но и точно смоделировать, как именно они произойдут: куда сместится аппарат, как изогнется его путь и, что самое важное, какое количество топлива потребуется для последующей коррекции курса и выхода на расчетную орбиту.
Особую актуальность проект приобретает в контексте разработки перспективных космических аппаратов нового поколения, таких как межорбитальный буксир «Зевс», который будет использовать сочетание электрореактивных двигателей и ядерной энергоустановки. Для таких долговременных экспедиций, как полеты к Луне или другим небесным телам, экономия топлива и точность навигации выходят на первое место. Поэтому разработка МАИ закладывает фундамент для будущих масштабных исследований Солнечной системы.
Ранее специалисты МАИ представили двигатель для космических аппаратов, который сможет работать почти вечно. Рассказали, каковы его возможности и на каком этапе находится разработка.